ЦБ продлит расчистку банковского сектора до 2019 года

Банк России намерен продлить оздоровление банковского сектора до 2019 года, заявил в интервью агентству Reuters зампред Банка России Василий Поздышев. После его завершения в стране может остаться порядка 400 кредитных организаций. Всего 3,5 года назад их насчитывалось более 900.

Ранее регулятор планировал завершить этот процесс уже в 2017 году. Однако, несмотря на отзыв значительного количества лицензий, как сообщил Поздышев, ЦБ продолжает выявлять кредитные организации, которые занимаются преступной деятельностью. Именно в этом, по его словам, главная причина продления сроков реформы.

Зампред ЦБ сравнил деятельность регулятора с работой «финансового следователя». «Наша работа по очистке банковской системы иногда гораздо больше похожа на работу финансового следователя, следователя в сфере финансовых преступлений, чем на работу современного банковского регулятора, который проверяет, достаточно ли банк капитализирован или нет», — сказал он.

Поздышев подчеркнул, что многие банки находятся под пристальным наблюдением со стороны ЦБ в связи с выдачей кредитов подставным компаниям или с хищением денег вкладчиков. Некоторые банки, добавил он, занимаются финансированием теневой экономики, основанной на торговле товарами и услугами в нелегальном секторе.

ВКЛАДЧИКИ ПЫТАЮТСЯ ВЕРНУТЬ ЛИЦЕНЗИИ ТАТФОНДБАНКА И ИНТЕХБАНКА

Минувшая пятница стала настоящим кризисом для банковского сектора Татарстана. Лицензий на осуществление банковских операция лишились сразу три кредитные организации — Татфондбанк. Интехбанк и «Анкор банк», активы которых составляли четверть всего банковского сектора.

Активы Татфондбанка составляли порядка 213,7 миллиарда рублей (42-е место по России), Интехбанка — около 36 миллиардов рублей, «Анкор банка» — еще около 9 миллиардов рублей.

Больше всего пострадали клиенты-юрлица Татфондбанка, ранее рассчитывавшие на его санацию. Речь идет примерно о 35 тысячах компаний и сумме порядка 60 млрд рублей. Среди клиентов банка много сельхозпредприятий, организаций ЖКХ, предприятий бюджетной сферы. Кроме того, порядка 40% акций банка принадлежало компаниям, связанным с Татарстаном.

Самым крупным держателем средств среди юрлиц была «Татнефть», у которой, по данным на конец декабря 2016 года, на счетах находилось около 5,4 миллиарда рублей. Компания намерена требовать возврата средств в рамках законодательства о банкротстве.

Однако сделать это будет непросто. Как сообщила в день отзыва лицензии зампред ЦБ Ольга Полякова, «дыра» в капитале Татфондбанка, у которого Банк России с 3 марта отозвал лицензию, по состоянию на 1 февраля составляла 96,7 млрд рублей. При этом до введения временной администрации недостаток активов оценивался в 43 млрд рублей. Ситуация, по словам Поляковой, ухудшилась из-за проведения в начале декабря ряда операций, повлиявших на финансовое состояние банка.

В конце февраля глава Татарстана Рустам Минниханов говорил, что республика рассчитывает на санацию Татфондбанка. Для санации кредитной организации, уточнила Полякова, потребовалось бы 220-230 млрд рублей, что несопоставимо с обязательствами в рамках системы страхования вкладов перед физлицами, объем которых оценивается в 54 миллиарда рублей и уже практически полностью выплачен.

В субботу клиенты Татфондбанка, а также «Интехбанка», вручили премьер-министру Татарстана Ильдару Халикову ультиматум с протестом против отзыва лицензии и требованием вернуть деньги. По закону обжаловать отзыва лицензии можно в течение 30 дней. Срок ультиматума истекает 6 марта. То есть правительство Татарстана должно дать ответ сегодня.

Пострадавшие намерены получить ответ по участию в возмещении средств группы компаний ТАИФ, которая предлагала себя в качестве санатора Татфондбанка. Ультиматум вкладчиков состоит из двух пунктов: требование у региональных властей опротестовать отзыв лицензий у Татфондбанка и ИнтехБанка и возмещение в полном объеме потерянных средства. Деньги — порядка 40 млрд рублей — предлагается взять у крупных компаний с госучастием (ТАИФ, «Татэнерго»).

ЧЕМ ЗАКОНЧИТСЯ РЕФОРМА

Если отзыв лицензий продолжится такими темпами, то в 2019 году в России, по расчетам Reuters, останется около 400 кредитных организаций, хотя ЦБ говорит, что не ставит себе такой цели.

«У банков за спиной нередко стоят высокопоставленные покровители, и это крайне затрудняет нашу работу. Но мы должны довести начатую работ до конца. Если мы остановимся, то банковская система немедленно вернется туда же, в тень», — говорит Поздышев.

В АКРА прогнозируют равномерный отзыв лицензий по всей банковской системе. «Мы позитивно оцениваем работу Банка России по оздоровлению банковского сектора, поскольку, по нашим оценкам, большинство банков, которые уходят с рынка, — были действительно финансово неустойчивыми, не обладали реальным капиталом и порой даже занимались незаконной банковской деятельностью. По нашим прогнозам, в этом году могут лишиться лицензий еще 10% российских банков, то есть порядка 60-70 организаций. Дальнейшая эффективность деятельности Банка России в этом направлении в том числе будет зависеть от эффективности новой модели санации», — говорит руководитель группы банковских рейтингов АКРА Кирилл Лукашук.

За 3,5 года активной фазы оздоровления банковской системы России, которая началась с приходом на пост главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной в 2013 году, лицензий на осуществление банковской деятельности лишились 290 российских банков (без учета ликвидированных, а также НКО — небанковских кредитных организаций).

В народе данное направление деятельности регулятора получило название «чистка банков».

Источник: Прайм

Источник

Оставить ответ