Правительство вознамерилось изменить систему пенсий в России

Прошедшие 27 и 28 марта итоговые коллегии Минфина и Минэкономразвития приоткрыли завесу над тем, какие реформы готовятся на правительственной «кухне» после выборов. Судя по выступлениям чиновников, россиян в очередной раз попытаются заставить копить на старость — на сей раз в добровольно-принудительном порядке, поскольку государству позарез нужны «длинные деньги».


фото: Алексей Меринов

Чиновники чуть более активно, хотя и не до конца внятно, стали анонсировать реформы, которые необходимы, чтобы достичь целей, озвученных Владимиром Путиным в Послании Федеральному собранию.

На коллегиях ключевых ведомств экономического блока — Минфина и Минэкономразвития, где присутствовал Дмитрий Медведев, было заявлено, что для достижения темпов роста выше среднемировых необходимо увеличить объем инвестиций. Их доля в ВВП страны должна достичь 27–30%, а пропорция — сместиться в сторону внебюджетных источников.

Привлекать деньги в финансовую систему предлагается самыми разными способами. На коллегии Минэка чиновники активно пиарили два больших проекта, предназначенных для крупных инвесторов, — это «фабрика» проектного финансирования и инфраструктурная ипотека. В свою очередь в Минфине задумались, как получить «длинные деньги» из более надежного и стабильного источника, а именно — системы пенсионных накоплений.

Глава ведомства Антон Силуанов предложил вернуться к идее индивидуального пенсионного капитала (ИПК), которая активно обсуждалась в недрах экономического блока в 2016 году, но была отложена в связи с выборами.

По словам министра, новая система пенсионных накоплений позволит обеспечить граждан дополнительными доходами, а государство — «длинными деньгами» для долгосрочных инвестиций. «За счет индивидуального пенсионного капитала пенсии могут быть увеличены на 10–20 процентных пунктов от заработной платы, а дополнительный инвестиционный ресурс в экономике пополнится на 1,5% ВВП. Выгодно всем», — подчеркнул Силуанов.

Чиновники уверяют, что, в отличие от прежних накоплений, которые пошли в «топку» экономического кризиса, ИПК нельзя будет заморозить по решению правительства, так как он будет частной собственностью граждан. Фактически это аналог ежемесячно пополняемого банковского вклада, только квазидобровольный: если человек не захочет отчислять 6% своей зарплаты в систему ИПК, ему нужно будет написать соответствующее заявление. Поначалу же всех работников подключат к накоплению пенсионного капитала автоматически, чтобы обеспечить максимальную вовлеченность.

В 2016 году добровольно-принудительное внедрение ИПК вызвало протест социального блока правительства, поэтому подготовленный законопроект не смог покинуть недра правительства. Но теперь, по мнению Минфина и ЦБ, пришла пора возобновить обсуждение.

Силуанов подчеркнул, что в замечаниях коллег нет «ничего неустранимого». Г-жа Набиуллина добавила, что «надо пройти дискуссию и принять решение». Новый вариант законопроекта об ИПК, как было заявлено в кулуарах коллегии, может быть подготовлен за 1,5 месяца и направлен в Госдуму в весеннюю, в крайнем случае — осеннюю сессию. Это позволит запустить механизм ИПК уже с будущего года.

О грядущей налоговой реформе на коллегиях рассказывали еще более туманно, что неудивительно: тема, как любят говорить в Кремле, чувствительная. Предложений много, все они пока находятся в стадии обсуждения, окончательное решение по «настройке» будет принимать президент. (Кстати, в среду Путин провел первое после выборов совещание по экономическим вопросам, посвященное реализации целей, заявленных в Послании.)

Антон Силуанов как мантру повторял, что общий уровень налоговой нагрузки на бизнес не изменится, но она станет более справедливой. «Налоговые новации предусматривают увеличение прибыли компаний, рост инвестиций и повышение производительности труда. Финансовые возможности предприятий вырастут на 1% ВВП», — пообещал Силуанов, не раскрывая деталей.

Об изменениях налогообложения физлиц чиновники на коллегиях предпочли вообще ничего не говорить. Минфин с Минэком, как известно, не поддерживают предложение повысить ставку НДФЛ с 13 по 15%. Однако, по всей видимости, эта идея помощника президента Андрея Белоусова уже стала базовой. По крайней мере, вице-премьер Аркадий Дворкович уже объявил, что повышение ставки не приведет «к глобальному уходу от налогов и бегству людей из страны».

Глава Счетной палаты Татьяна Голикова, в свою очередь, предложила отказаться от прожиточного минимума и вместо него перейти к показателю минимального потребительского бюджета, которым пользуются многие страны. «Осуществить переход будет очень сложно, но это залог победы над бедностью в нашей стране», — подчеркнула она, отметив, что на новом показателе должна базироваться вся адресная система соцзащиты.

В отличие от прожиточного минимума минимальный потреббюджет характеризуется более высокими нормами потребления и включает расширенный спектр платных услуг. Условно говоря, вместо одного мужского костюма на 5 лет новый показатель предусматривает два костюма на три года. А также учитывает затраты на платную медицину, правовые услуги, культурную жизнь и поездки в отпуск.

Иными словами, минимальный потребительский бюджет больше соответствует представлениям о достойной жизни, нежели прожиточный минимум. Но есть и другая сторона медали: в случае перехода на новый показатель будет введено понятие так называемой «сверхнормативной собственности», наличие которой лишит права на адресную помощь владельцев загородных домов (в том числе дач), подсобных хозяйств, новых автомобилей, маломерных судов и т.д.

Источник