«Коммерсантъ» узнал о неофициальных черных списках клиентов в банках

Механизм реабилитации попавших в черный список банковских клиентов, который ЦБ разработал после многочисленных жалоб на отказы в обслуживании, фактически не работает, пишет «Коммерсантъ». Банки нашли способ обойти эту процедуру

Фото: Анатолий Жданов / «Коммерсантъ»

После того как в России был запущен двухуровневый механизм реабилитации клиентов, которых банки включили в черные списки, кредитные организации нашли способ обойти эту процедуру. Чтобы не сталкиваться со сложным процессом реабилитации, они начали отказывать клиентам без официального оформления отказов, не передавая информацию об этом в контролирующие органы, сообщает ​газета «Коммерсантъ» со ссылкой на собственные источники на рынке.​

Подобные «недоотказы», по информации собеседников издания, нигде не фиксируются. Большинство клиентов-физлиц не настаивают на документальном закреплении отказа в проведении операций, а банки имеют полное право не сообщать пользователям, что они сделали неправильно.

Таким образом, механизм реабилитации фактически не работает. Как подчеркивают источники газеты, в крупных банках с большой розницей доля отказов, данные о которых кредитная организация передавала в Росфинмониторинг, сейчас не превышает 0,01%.

Бизнес начал массовую перерегистрацию для исключения из черных списков

Финансы

Теперь для исключения из перечней недобросовестных клиентов банков тем, кому отказали сразу несколько кредитных организаций, придется проходить реабилитацию в каждой из них, поясняет сопредседатель комитета по вопросам противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма Ассоциации российских банков Алексей Тимошкин.

Разрешить сложившуюся ситуацию, как указывают источники газеты, могли бы ЦБ и Росфинмониторинг (в их ведении находится официальный черный список). Однако, комментируя эту информацию, в обеих организациях заявили, что «законодательством такой порядок взаимодействия [с банками] не предусмотрен». Источник «Коммерсанта» в Росфинмониторинге также заметил, что, по его мнению, банк обязан предоставлять в контролирующие органы всю информацию об отказах.

Списки сомнительных клиентов, которым было отказано в обслуживании из-за подозрений в нарушении антиотмывочного закона, ЦБ рассылает банкам с июля прошлого года. Информацию о гражданах и компаниях, которым хотя бы раз было отказано в проведении операции как сомнительной, ЦБ получает от банков. Затем эти данные, не проверяя их, регулятор передает в Росфинмониторинг и включает клиента в черный список.

Число банковских клиентов, попавших в черный список, Банк России не раскрывал. Однако глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин в октябре прошлого года говорил о 460 тыс. отказов банковским клиентам. Оспорить включение в списки, по его информации, тогда пытались около 1 тыс. клиентов. Впоследствии, в марте, ЦБ сообщил, что из черных списков были исключены 2,4 тыс. банковских клиентов.

Согласно разработанной ЦБ процедуре, для того чтобы быть исключенным из этого перечня, клиенту необходимо обратиться в банк. На первом этапе кредитная организация самостоятельно должна принять решение об устранении оснований, по которым ранее клиенту было отказано в проведении операций, и удалении таких сведений из базы.

Второй уровень реабилитации касается случаев, когда банк отказывается пересмотреть свое прежнее решение по клиенту-отказнику. Клиент в такой ситуации сможет обратиться в Банк России, и тогда его заявление будет рассматривать совместная комиссия регулятора и Росфинмониторинга. Полноценно закрепившие этот механизм изменения заработали во второй половине апреля.​

Источник