QIWI поможет стартапу из ЕС для туристов и экспатов запуститься в России

Финтех-стартап Revolut, позволяющий экономить на валютных платежах, в 2018 году запустится в России с помощью платформы QIWI. Сервис, хорошо зарабатывающий в ЕС на операциях с криптовалютой, в России эту услугу оказывать не будет

Фото: Bloomberg / Getty Images

О партнерстве между QIWI и Revolut компании объявили 5 июня. Группа QIWI предоставит Revolut доступ к своей банковской инфраструктуре через открытые API (application programming interface, программный интерфейс приложения), благодаря чему Revolut сможет обслуживать российских пользователей.

Revolut будет использовать QIWI Банк как платформу, предоставляющую банковскую лицензию и технологии идентификации клиентов, процессинга платежей и эмиссии карт, говорится в пресс-релизе компаний. QIWI и Revolut ожидают, что партнерство даст синергетический эффект «за счет объединения компетенций в развитии финтех-проектов для разных целевых аудиторий». Денежные параметры партнерства стороны не раскрывают.

Revolut был основан в 2015 году в Великобритании бывшими сотрудниками инвестбанков — россиянином Николаем Сторонским и украинцем Владом Яценко. Основные продукты, которые предоставляет сервис, — приложение и карта, позволяющие экономить на валютных платежах. Карта привязана к 26 счетам — в евро, долларах и других валютах. Если операция по карте идет в одной из валют, средства списываются с соответствующего счета, если денег в этой валюте на счете не хватает, конвертация происходит по межбанковскому курсу на момент операции, который выгоднее курса платежных систем или розничного банка. «Каждый раз, когда вы едете за рубеж и платите своей банковской картой, вы теряете деньги — примерно €30–40 в зависимости от банка на каждые €500. Мы предлагаем эти €30–40 сэкономить», — объяснял Сторонский миссию стартапа в интервью РБК в марте 2016 года. Кроме того, компания оформляет кредиты, страховки, бизнес-счета, с помощью сервиса можно управлять криптокошельками и т.д.

Сервис для экспатов и фрилансеров

«Наша аудитория — путешественники, экспаты в России, те, кто работает на фрилансе и часто покупает в интернете», — говорит руководитель Revolut в России Богдан Узбеков.

В России Revolut будет предоставлять финансовые услуги только физлицам. На этапе запуска будет доступен базовый продукт — мобильное приложение и мультивалютная карта Visa. Заказать карту пользователи смогут в приложении Revolut, пройдя при этом процедуру идентификации, — в рамках сервиса будет работать услуга доставки карты на дом.

Пользователи смогут совершать платежи, менять и переводить средства в 130 валютах, а также снимать наличные в банкоматах по всему миру. В релизе отмечается, что базовый продукт будет бесплатным для пользователя. Revolut будет зарабатывать на комиссии в размере 1,5% с каждой транзакции. Пополнять карту можно с любой другой банковской карты — комиссия при этом взиматься не будет.

Компания пока не будет запускать в России сервис по купле-продаже и переводам в криптовалюте. В Европе, поясняет Узбеков, она много зарабатывает на этих операциях, однако в России Revolut начнет работать в этой сфере, только «если это будет на 100% соответствовать регулированию и законодательству».

По словам Узбекова, компания через два-три года планирует получить банковскую лицензию, но в ближайшие несколько лет планирует работать с QIWI. Узбеков уточнил, что Revolut уже переносит серверы в Россию, чтобы соответствовать нормам местного регулирования по хранению персональных данных. «С каждой транзакцией мы зарабатываем 1,5% — это комиссия Interchange, комиссия, которую платит компания платежной системе», — сказал он.

Сейчас клиентами Revolut являются почти 2 млн человек и более 30 тыс. компаний. Пользоваться сервисом до сих пор можно было только в Великобритании и ЕС, однако на 2018 год запланирован, помимо России, запуск Revolut в США, Индии, Австралии, Сингапуре и Гонконге. В течение пяти лет компания рассчитывает увеличить число пользователей до 100 млн человек.

По словам экс-директора по digital «Ростелекома» Вячеслава Благирева, сервис Revolut может быть интересен прежде всего двум категориям. Первая — те путешественники, которые тратят действительно большие суммы в поездках. Однако в России это все еще достаточно узкий сегмент — массовый турист из России предпочитает наличные, отмечает Благирев. Вторая категория, которая именно в России может выстрелить, — индивидуальные предприниматели, бизнес которых связан с зарубежными закупками.

По оценке Благирева, на горизонте в два-три года сервис в России может привлечь 100–150 тыс. человек.

Представитель пресс-службы «Яндекс.Деньги» сообщил РБК, что компания «рассматривала похожие партнерства», однако приняла решение, что самостоятельная работа над продуктом будет более эффективна. «Рынок бесшовных валютных платежей выглядит перспективным и инновационным», — добавили в пресс-службе.

Оценили в $1,7 млрд

В апреле Revolut привлек $250 млн средств инвесторов, среди которых был фонд DST Global бывшего совладельца Mail.ru Group Юрия Мильнера. До этого стартап привлек $86 млн инвестиций. Оценка компании в рамках последнего раунда привлечения составила $1,7 млрд. Источники Forbes говорили, что доля Сторонского в стартапе составляет около 30%.

В Revolut до последнего времени работали 350 человек. Благодаря привлеченным инвестициям компания надеется расширить штат до восьмисот сотрудников.

Для Revolut это уже вторая попытка выйти на российский рынок. Компания запускалась здесь в 2015 году, однако осенью 2016 года прекратила работу на российском рынке. Revolut был ориентирован на работу с дебетовыми картами — у кредитных карт другая структура комиссий банков-посредников и платежных систем. А карты российских клиентов оказывались по большей части кредитными с точки зрения платежных систем, хотя продавались клиентам как дебетовые. «Российские банки научились хитро зарабатывать с дебетовых карт, устанавливая их на кредитных БИНах. Interchange на кредитных БИНах на порядок выше, чем на дебетовых картах», — объяснял тогда Сторонский изданию Roem.ru.

Источник