Распознавание голосов и лиц для проведения банковских операций

Гарантированная идентификация личности при проведении банковских операций является одной из основных проблем финансового сектора России. Банк России и Ассоциация «Финтех» с участием «Ростелекома» создал и собирается внедрять программно-аппаратный комплекс, с помощью которого визит в отделение банка превратится в анахронизм.

Официальный представитель Банка России рассказал, что данный механизм стартовал 30 июня 2018 года. Потребуется собрать базу биометрических данных всех заинтересованных лиц, которые могут оставить образцы своего голоса и 30-секундное видео лица во всех ракурсах. После этого клиент может взять кредит либо провести крупную операцию без предъявления паспорта или иного документа. Данная функция будет доступна в мобильных и веб-приложениях. Причем биометрия не будет привязана к конкретному банку, клиент сможет обслуживаться в любой финансовой организации.

Конечно, для воплощения в жизнь данной программы необходимы дополнительные вычислительные мощности. С точки зрения Банка России, наиболее привлекательным решением видится использование услуг больших дата-центров (пример такого предприятия — tech.ru/), ведь кроме гарантий безопасности и конфиденциальности, подобные организации предлагают множество дополнительных сервисов.

Начиная с 30 июня сдать биометрию можно в «Почта Банке» и «Совкомбанке», в середине июля подключатся «Тинькофф» и «Альфа-банк». ПАО «Сбербанк» запустит программу получения аудио- и видеоинформации в начале сентября.

Что изменится для клиентов

При проведении операции, требующей идентификации, компьютер запросит авторизацию ЕСИА (Единая система идентификации и авторизации). При этом клиенту необходимо в микрофон перед камерой произнести уникальный цифробуквенный код. Система под управлением нейросетей проанализирует введенные данные, подтвердит/опровергнет личность. По прогнозам специалистов, уровень достоверности превысит порог в шесть девяток (99,9999 %).

Преимущества для банков

По оценкам аналитиков, внедрение дистанционной идентификации позволит затрачивать на обслуживание клиента в 3 раза меньше времени, чем прежде. Появится возможность создавать отделения и филиалы без персонала в отдаленной местности. При сложностях с доступом к центральной базе данных возможна аренда выделенных серверов в местном ЦОДе с репликацией на нее данных региона.

Высокий процент гарантированно правильной идентификации клиентов исключит действия финансовых аферистов, увеличит доверие населения к кредитным учреждениям. В планах Банка России совместить оказание финансовых услуг для населения с обычными госуслугами. К началу 2020 года планируется обеспечить возможности заказывать и получать госуслуги через личный кабинет любого банка.

Маршрут создания цифрового государства стал длиннее еще на один шаг.