Афера века с парком «Лосиный остров»: урезание под видом «расширения»

У проекта постановления Правительства РФ о парке «Лосиный остров» привлекательное название: «О расширении территории национального парка». Обратная сторона проблемы такова: под строительство Щёлковского дублера и торгового центра от национального парка «отрежут» около 140 га земли.

Ирина Мишина

 Всё началось с телевизионного сюжета на одном из федеральных телеканалов. Губернатор Московской области Андрей Воробьёв во время встречи с главой правительства Дмитрием Медведевым сетовал, что постоянная пробка в Щёлково при въезде в Москву настоятельно ставит вопрос о строительстве дублёра. Вскоре появился проект постановления Правительства РФ, в котором, в частности, говорилось:

 «Принять предложения Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации о расширении территории национального парка «Лосиный остров» за счёт отнесения к его территории земельных участков из состава земель лесного фонда и иных категорий общей площадью 1851,41 гектара в административных границах Московской области».

Казалось бы, радостная новость: территория национального парка расширяется. Но за красивой вывеской скрывалось нечто иное. На самом деле, строительство дублёра подразумевало привлечение дополнительных территорий за счёт их изъятия у национального парка «Лосиный остров», который, как известно, относится к числу «особо охраняемых природных территорий». Тут хотелось бы остановиться и напомнить: согласно ФЗ-33 от 14.03.1995 года «Об особо охраняемых территориях» запрещено изъятие любых участков из состава национальных парков.

21 марта Минприроды направило документ на согласование в Минфин, Минэкономики, Минтранс, Минобороны, Рослесхоз, правительство Московской области и другие ведомства. Минприроды просит согласовать проект «в возможно короткий срок». Из состава национального парка исключается 140 га территории (включая 54 га, занятых лесными насаждениями) «в целях обеспечения развития дорожно-транспортной инфраструктуры Московской области» — строительства 19-километрвого дублёра Щелковского шоссе. Этим же проектом к национальному парку присоединяется более 1,8 тыс. га подмосковных лесов, входящих сейчас в Монинское и Горенское лесничества. У авторов этого проекта железная логика: «Нет, ну мы же расширяем «Лосиный остров», присоединяя участки других лесничеств!». На самом деле, если взглянуть на карту, не трудно заметить, что «присоединяемые земли» находятся на приличном удалении от Лосиного острова.

«Вырубка 140-а га леса не погубит людей. Она может погубить зверей», — рассказывает биолог, документалист Евгений Шмуклер. – «Насколько можно понять по планам, которые я видел, хотят вырубить кусок леса за МКАДом. Все звери оттуда уйдут, когда начнётся шум. Погибнут звери, живущие под землей. Это самые многочисленные обитатели леса — мыши-полёвки, землеройки, кроты. Сторонники этого проекта уверяют, что отчуждается маленький кусок леса. На самом деле ущерб здесь в том, что нарушается жизненное пространство, которое было неизменным лет семьдесят. Людям кажется, что животные свободны и гуляют сами по себе. Это заблуждение. Звери ходят по лесу по маршрутам, которые выстраиваются в течение жизни не одного поколения. Если я натыкаюсь, например, в лесу на лося, он уносится от меня на огромной скорости и при этом не врезается в деревья, хотя зрение у лосей очень слабое. Просто он знает свой маршрут. Если вблизи леса идёт дорога, это значит, что приграничная часть леса становится необитаемой для многих видов животных из-за шума и выхлопных газов. Они просто не смогут там жить».

 

Дублер на Щёлковском – не решение проблемы.

«Вопрос о расширении Щёлковского шоссе, одного из самых перегруженных в Москве, обсуждался давно. Предлагались разные варианты — от строительства тоннеля до выкупа участков вдоль шоссе в деревне Щитниково. Этот населённый пункт, кстати, входит в границы национального парка «Лосиный остров». Однако, возник вопрос: куда переселять людей? Оказалось, что некуда. Находящийся неподалеку микрорайон «Янтарный» был полностью заселён. За водоканалом тоже все застроено. На самом деле, проблема дублера ничего не решает: если бы не было массовой застройки, не было бы и транспортного коллапса», — считает председатель комиссии по экологической безопасности Московского областного отделения Русского географического общества Антон Хлынов. – Проблему можно было бы решить иначе: построить подземный туннель, как в районе Серебряного бора, обойти «Лосиный остров», поднять машины на эстакаду. Одним словом, вложить ещё денег и сохранить национальное достояние – «Лосиный остров».

«Это дурная бесконечность борьбы с пробками, когда не систему выстраивают, а думают, что спасение наступит от того, что проведут очередную магистраль и всё будет хорошо. Не будет хорошо, потому что нужна система. Пусть нам сначала скажут, как будет выглядеть вся транспортная система. Почему мы не знаем, какая цель конечная, как будут сообщаться все эти транспортные сосуды, как они будут сочетаться с ЦКАДом, когда там всё будет достроено, как это всё будет выглядеть. Но нам этого не предлагают, просто говорят – прорубим дублёр и всё будет хорошо. Не будет. Мы по Москве это знаем, когда строят гигантскую хорду, а в результате пробок становится ещё больше», — считает руководитель Центра антикоррупционной политики, член федерального политического комитета партии «Яблоко» Сергей Митрохин.

 


Источник