Сетевые АЗС попросили защитить их от деградации и банкротства

Ответ пришел от «Белнефтехима». Концерн посоветовал АЗС оптимизировать затраты, изыскать внутренние резервы для улучшения финансового положения и надеяться на заключение более благоприятных нефтегазовых договоренностей между Беларусью и Россией.

Руководители шести сетей АЗС обратились к вице-премьеру Игорю Ляшенко  с просьбой гармонизировать уровни оптовых и розничных цен на нефтепродукты с учетом устойчивого развития заправок и соблюдения интересов государства. Как пишет Tut.by, с соответствующим письмом операторы обратились в Совмин несколько недель назад.

Озабоченность сложившейся ситуацией выразили все сети, кроме «Белоруснефти».

20 марта концерн «Белнефтехим» после увеличения ставок акцизов на автомобильное топливо повысил оптовые цены на светлые нефтепродукты (на 40 рублей за 1 тонну), что привело к снижению удельного дохода операторов с 137 до 97 рублей за тонну.

Владельцы АЗС отмечают, что доходность от продаж нефтепродуктов была отрицательной еще на момент этого повышения, а после него экономика всех заправок стала убыточной. Компенсировались эти убытки доходом от продаж товаров и услуг нетопливной группы, подчеркивается в послании, невозможно.

Риск банкротства приведет к сокращению расходов, что приведет к деградации состояния АЗС и нефтебаз во всех отношениях, предупреждают операторы. Подчеркивается, что за счет продаж на АЗС содержатся нефтебазы и склады хранения сжиженного газа.

Нефтепродуктообеспечение из-за длительной работы в режиме экономии в 2017−2018 годах, и особенно после последнего изъятия из сегмента около трети маржи, из активно развивающегося сегмента ТЭК Беларуси может превратиться в финансового аутсайдера, из налогового донора бюджета в потенциального банкрота, отметили авторы письма.

Правительство поручило «Белнефтехиму» ответить на письмо операторов.  В своем послании концерн напомнил о налоговом маневре в России,  реализация которого значительно ухудшает условия работы для белорусских НПЗ и снижает уровень поступлений доходов в бюджет Беларуси. При мировой котировке 70 долларов за 1 баррель потери белорусской экономики в 2019 году составят 380 млн долларов, подсчитали в «Белнефтехиме».

Более того, по-прежнему российскими нефтяными компаниями не поддерживается предложение белорусской стороны о снижении размера премии в формуле цены на поставляемую трубопроводным транспортом в Беларусь российскую нефть сорта Urals, отметили в концерне.

В этой связи белорусский Минфин с 20 марта реализовал одну из мер компенсации выпадающих доходов бюджета — увеличил ставки акцизов на бензин и дизтопливо, а также — для защиты НПЗ — отпускные цены на моторные топлива на аналогичную сумму. Для минимизации давления на потребительский рынок розничные цены увеличены не были, отметили в концерне.

В «Белнефтехиме» также отметили, что в России с учетом волатильности нефтяного рынка и сдерживания цен на моторное топливо на внутреннем рынке в отдельные периоды 2018−2019 гг. маржинальность розничного сегмента отсутствовала.

В сложившейся ситуации владельцам белорусских АЗС советуют «оптимизировать затраты, изыскать внутренние резервы для улучшения финансово-экономических результатов работы». Вместе с тем в «Белнефтехиме» не исключают, что «со временем ценовая политика может быть скорректирована» с учетом достигнутых договоренностей в нефтегазовой сфере. В настоящее время рабочая группа по выработке предложений о дальнейшем развитии белорусско-российской интеграции «ведет обсуждение текущих вопросов экономического взаимодействия».

Источник