Дмитрий Герасименко, финансовый консультант консалтинговой группы «Личный капитал»
Ситуация проста и понятна: государству нужны деньги. Дополнительные средства планируется собрать через повышение налогов. Поэтому в настоящее время подыскивается благовидный предлог, как это повышение провести.
Существуют два пути налогообложения: либо обложить налогом бизнес, либо население. В большинстве стран развитого мира основную налоговую нагрузку несет именно население. В нашей стране основная доля налогов собирается с бизнеса. Как видим, этот дисбаланс планируется так или иначе выправить.
Что касается идеи Минэкономразвития о возможном повышении или понижении ставки НДФЛ в зависимости от взносов в систему индивидуального пенсионного капитала, это, конечно, завуалированное повышение налоговой нагрузки на население, с одновременной с попыткой увеличить наполнение пенсионных фондов.
Я считаю, что эта идея скорее всего не будет иметь успеха, так как основная налоговая нагрузка ляжет на малообеспеченные слои населения. У таких домохозяйств и так уже недостаточно денег, чтобы поддерживать привычный уровень потребления, поэтому они скорее всего не будут делать дополнительные отчисления по пенсионным программам. Таким образом, именно они будут облагаться по самой высокой ставке налога, которая обозначена в размере 15%.
По сути данный проект представляет собой регрессивную систему налогообложения, которая просто завуалирована дополнительными условиями. Надо понимать, что увеличение НДФЛ с текущих 13% до предполагаемых 15% приведет к дальнейшему снижению располагаемых доходов домохозяйств. Так как любой рост прямых и косвенных налогов в конечном итоге ложится на население.
Соответственно, изъятые деньги не попадают в розничную торговлю, у которой вследствие этого снижается выручка. И, в итоге, снижение продаж бьет и по производителям. Поэтому в долгосрочной перспективе дополнительные изъятия свободных денег у населения — это весьма скользкий путь.
Следует отметить, что за последние 15-17 лет — мы наблюдаем уже пятую по счету реформу пенсионной системы. Что очень дезориентирует население, потому что, по-хорошему, пенсионные правила должны действовать десятилетиями не меняясь, чтобы люди могли долгосрочно планировать пенсионные накопления и понимать, как они будут этими накоплениями распоряжаться. В данном случае мы имеем очередной виток реформы с новыми условиями игры. Собственно, нет никаких оснований предполагать, что эти условия сохранятся неизменными хотя бы в течение ближайших 5 лет. Поэтому общее недоверие к пенсионной реформе обоснованно, и я сомневаюсь, что данная новация положительно повлияет на наполнение пенсионных фондов.
Источник: Прайм