В феврале CMS Magazine, Workspace и Рейтинг Рунета подготовили исследование, касающееся планов веб-студий на 2017 год. Общее количество участников анкетирования составило 402 компании, специализирующихся на создании и технической поддержке веб-сайтов. Мы первыми публикуем полученные в ходе исследования результаты. Думаем, они будут полезны всем игрокам рынка.
Основные цифры и характеристики
Годовой оборот веб-студий в среднем приближается к 20 млн рублей.
В целом общий объем рынка заказной веб-разработки в Рунете за 2016 год составил порядка 16,5 млрд рублей. За четыре года он сократился более чем на 1 млрд.
Что касается средней стоимости разработки различных типов сайтов, то в прошлом году промо-сайты обходились заказчикам в среднем в 76 тыс. рублей, корпоративные сайты –в 148 тыс. рублей, интернет-магазины – 175 тыс., порталы и сервисы – в 544 тыс.
Относительно типов разрабатываемых сайтов, последние два года наблюдается примерно одна и та же пропорция: чуть более половины всех сайтов – корпоративные, около четверти – интернет-магазины, 14,5% – промо-сайты/посадочные страницы и 7,7% – сервисы и порталы.
Алексей Шишкин, генеральный директор Redsoft: «Я не считаю, что интернет-магазины будут активно вытеснять другие типы сайтов – большинство из них это стартапы и в отрасли очень мало профессиональных e-commerce-управляющих. На сотню открытых интернет-магазинов будет приходиться 90-95 разорившихся, как минимум до тех пор, пока в стране будут проблемы в экономике. Но мы при этом будем обеспечены работой. При этом, так же как и некоторые наши коллеги мы будем развивать собственный интернет-магазин для того, чтобы иметь собственный площадку для тестирования технологий и лучшего понимания бизнеса клиентов».
Планы веб-студий на 2017 год
Согласно результатам опроса, большинство студий задумались о повышении расценок на свои услуги – 63,8%.
Однако особо радует гибкость и оптимизм студий, планирующих открыть в этом году новые направления (52,8%), собственные коммерческие проекты (51,3%), открытие дополнительных офисов (19,2%) и смену основной специализации студии (2,2%).
Открытие новых направлений – закономерно, если брать во внимание появление новых технологий, сжатие рынка и усиление конкуренции.
Особенно любопытна здесь цифра 51,3%. Получается, свыше половины студий планируют диверсифицировать бизнес, параллельно с веб-разработкой запустить новые коммерческие проекты. Этому явлению есть несколько объяснений:
Открытие дополнительных офисов 19% опрашиваемых тоже легко объясняется оптимизацией процессов и расходов. Столичным студиям допофисы в регионах помогают со снижением издержек на производство, региональным студиям – с продажами в Москве.
При этом более трети (37,3%) опрошенных серьезно задумались о проведении собственных мероприятий, 30,3% – о смене офиса, 10,3% – о полном ребрендинге.
2,2% планируют снизить ценник. Причем примерно половина из них готова прибегнуть к этому шагу, чтобы повысить свою привлекательность среди потенциальных клиентов. Иногда и во вред себе. Другая половина более прагматична – снижать цены им позволяет стандартизация внутренних процессов и снижение издержек.
Как следует из диаграммы ниже, более «взрослые» компании проявляют большую стабильность относительно своего географического расположения и реже склонны менять офис. С другой стороны, именно среди старожилов (10 и более лет на рынке) наблюдается ярковыраженное стремление к открытию новых направлений деятельности. А вот под запуск собственных коммерческих студий более «заточены» студии с двух-трехлетней историей.
В отличие от Москвы и стран СНГ, региональные игроки рынка строят больше планов относительно проведения собственных тематических мероприятий, в то же время они меньше думают о собственном ребрендинге. В отличие, например, от студий из стран СНГ, среди которых 41,7% запланировали данную активность на 2017 год.
Николай Апурин, генеральный директор ООО «АРТВЕЛЛ» предостерегает коллег от преждевременных шагов: «От хорошей жизни ребрендинг не делают. Причинами часто являются банкротство, реогранизация, продажа бизнеса и т.д. Нельзя забывать, что в области диджитала репутация – это главный актив. А как можно накопить репутацию, если каждый год у компании новое название? Да и почти всегда есть более приоритетные задачи для направления внутренних ресурсов. В качестве примера могу привести нашу компанию. Мы не меняли названия и не делали существенных визуальных изменений в ее образе уже порядка 10 лет. И это не мешает нам наращивать обороты, находить все новых и новых зарубежных клиентов».
Субподряд такой субподряд
Одна из самых спорных тем в отрасли – субподряд. Вот какие результаты анкетирования были получены по данному вопросу.
41,3% студий поделились тем, что уже давно практикуют привлечение субподрядчиков на различные клиентские проекты. 37,4% – не имеют подобных планов на 2017 год, 11,7% – и сами являются субподрядчиками, а почти 10% именно в этом году решили впервые рассмотреть такую возможность.
Закономерно – чаще всего к субподряду обращаются столичные студии. Впрочем, это далеко не всегда снижает ценник для клиента.
Для кого-то может показать удивительным, но порядка 11% московских студий сами являются субподрядчиками.
Этому есть следующие объяснения:
Основные акценты и тенденции
Организаторы исследования выделили несколько наиболее важных трендов и выводов: