Вчера депутаты Госдумы приняли во втором чтении законопроект, запускающий ремонтную реформу ОСАГО. Проект депутата от «Справедливой России» Михаила Емельянова о приоритете ремонта над денежной выплатой был принят в первом чтении еще 14 декабря. Как рассказал вчера глава финансового комитета Анатолий Аксаков, представлявший проект, для его доработки была создана рабочая группа с участием ЦБ, Минфина, страховщиков и представителей автомобилистов. В него было внесено 62 поправки, 26 из них комитет поддержал. «Учитывая социальное значение закона, он был существенно доработан»,— рассказал господин Аксаков.
В первоначальной редакции поправок страховщик мог по своему усмотрению выбирать — платить пострадавшему или ремонтировать его машину в сервисе не дальше 10 км от городов с населением от 500 тыс. человек и не дальше 200 км для меньших населенных пунктов. В принятой же вчера версии ремонт применяется в большинстве случаев. Исключения оставлены только для аварий с ущербом более 400 тыс. руб., получения пострадавшим инвалидности или невозможности отправить автомобиль в сервис, находящийся в пределах 50 км от места жительства потерпевшего или аварии. Сервис для ремонта будет выбираться потерпевшим — но список предоставит страховщик. Новым (до двух лет) автомобилям на гарантии страховщик должен будет организовать ремонт у официального дилера, и для всех без исключения автомобилей ремонт должен производиться только с использованием новых запчастей. Гарантия на проведенные работы должна составить шесть месяцев, в случае кузовного ремонта и лакокрасочных работ — до года, при этом на ремонт отводится не более 30 дней с момента предоставления автомобиля в сервис.
При этом поправки предлагают обращаться к страховщику, у которого куплен полис ОСАГО, даже при авариях, в которых участвовали более двух машин (сейчас прямое возмещение действует только для двух участников). Ответственность за некачественный ремонт лежит на страховщике — ЦБ вправе ограничивать право компаний направлять автомобили на ремонт в случае жалоб. За нарушение сроков ремонта страховщик заплатит неустойку — 0,5% суммы возмещения за каждый день просрочки. Предложения депутата от КПРФ Алексея Куринного — дать автовладельцам свободу выбора сервиса, оплачивать им проезд к сервису (до 10 тыс. руб.) и отодвинуть старт реформы на 1 января 2018 года — большинство депутатов не поддержало.
Новые правила начнут действовать через 30 дней после официального опубликования для договоров, заключенных после вступления закона в силу. Третье чтение проекта ожидается уже в эту пятницу, а сенаторы готовятся рассмотреть поправки 22 марта, то есть нововведения могут вступить в силу уже в мае. Впрочем, широкого распространения реформы пока ждать не стоит. Как говорит президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс, более 50% автомобилей в РФ старше десяти лет — оригинальных новых деталей для них нет, а значит, ремонтом по ОСАГО сможет воспользоваться только треть автовладельцев. «Ряд так называемых экспертов говорит о том, что в России есть запас новых запчастей, якобы заводы-изготовители хранят их на складах десять лет,— говорит он.— Страховому сообществу ничего о таких складах неизвестно. Продажи новых автомобилей не растут, ряд производителей ушел из России, значит, нет и их деталей. Что выгоднее автовладельцу в этой ситуации — ждать поставки новой детали из-за рубежа или получить денежную выплату, но доплатить за износ до 38%, большой вопрос». В будущем страховщики надеются убедить регулятора ввести понятие «качественная деталь», распространив его на неоригинальные запчасти, что увеличит охват ремонтом автомобилей в ОСАГО.
Источник: Коммерсантъ