Валерия Гонтарева
Фото: Виталий Носач / ИнА «Украинское фото»
Нещадно критикуемая на Украине и вызывающая восхищение на Западе глава украинского Нацбанка Валерия Гонтарева объявила о своей отставке. РБК разбирался в противоречивом наследстве, которое она оставляет своему преемнику
«Миссия выполнена»
Одна из немногих в мире женщин, руководящих центральным банком, Валерия Гонтарева 10 апреля объявила, что подает в отставку с поста главы Национального банка Украины (НБУ) «по собственному желанию». «Я считаю, что моя миссия полностью выполнена. Реформы сделаны», — объяснила она на специальной пресс-конференции.
Отставка Гонтаревой не стала сюрпризом — еще в феврале она рассказала о своем намерении президенту Петру Порошенко и главе МВФ Кристин Лагард, сообщало тогда украинское издание «Зеркало недели». Против Гонтаревой велась публичная «травля» заказного характера, считает администрация Порошенко, и последней каплей могла стать акция украинских националистов из партии «Национальный корпус», когда они принесли ко входу в НБУ гроб с манекеном, изображающим главу центробанка. «Вы видели эти акции возле моего дома. Видели эти гробы с моей головой в национальном банке. Я не полиция, я не могу это остановить», — цитирует Гонтареву украинский финансовый портал «Минфин».
«Очистка финансовой системы произведена, последний транш МВФ получен, достигнуто соглашение о преемнике (его имя еще не объявлено, решение примет Порошенко. — РБК), поэтому и принято решение уйти, тем более что глава Нацбанка Украины в последнее время получала угрозы в свой адрес», — говорит РБК один из источников, знакомых с ситуацией. «Последние месяца три на Гонтареву лился громадный негативный поток, работать в таком режиме не покидая «зону комфорта» было бы просто невозможно», — отмечает глава комиссии по банковскому анализу Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран.
«Смелая женщина против плохих парней»
Гонтарева возглавила Нацбанк в июне 2014 года, и за прошедшее время украинская гривна стала дешевле на 56%, а ставка рефинансирования НБУ достигала 30%. Если верить украинским социологическим опросам (например, декабрьскому опросу Фонда «Демократические инициативы»), Гонтарева была самым нелюбимым среди населения чиновником — ей не доверяли 80% украинцев (больше, чем Арсению Яценюку, Арсену Авакову или Александру Турчинову). Закрыв более 80 банков, среди которых были крупнейший в стране частный ПриватБанк, «зомби-банки» и «банки-мойки», Гонтарева стала врагом и для местных олигархов — один из них «физически угрожал» ей прямо в здании НБУ, рассказывала она в недавнем интервью Financial Times (имя этого человека она назвать отказалась).
Однако на Западе Гонтарева достигла практически универсального признания — ее хвалили МВФ и другие международные институты, положительно ее работу оценивают и многие экономисты, включая украинских. Посол Великобритании в Киеве Джудит Гоф назвала Гонтареву у себя в Twitter «отважным лидером трансформации, которая осуществила реальную реформу в банковском секторе». С ней согласился экономист из управляющей компании BlueBay Asset Management Тимоти Эш, назвавший ее «храброй женщиной», которая «имела плохую прессу в основном из-за плохих парней, чьи банки она пыталась расчистить».
«То, что сделала госпожа Гонтарева — начала закрывать украинские банки, несмотря на реальные давление и угрозы, не решался сделать ни один из мужчин на этой должности», — отмечает глава экспертно-аналитического совета Украинского аналитического центра Борис Кушнирук. «Расчищая банковский сектор, она нажила себе много врагов среди украинских бизнесменов. Учитывая, что местные СМИ зачастую принадлежат тем же самым бизнесменам, в прессе было много негатива по отношению к ней — некоторые обвинения были странными или просто нелепыми», — подтверждает старший экономист Raiffeisen Bank International по Центральной и Восточной Европе Андреас Швабе.
Женская доля
По данным Форума официальных денежных и финансовых институтов (OMFIF), в мире насчитывается только 12 центробанков (или их аналогов), которыми руководят женщины — только 6,5% от общего числа. В некоторых аспектах задачи, которые стояли перед Гонтаревой, как ни странно, были схожи с теми, что стоят перед главой Банка России Эльвирой Набиуллиной, замечает Швабе из Raiffeisen: заякоривание инфляции (инфляционных ожиданий) и расчистка банковского сектора.
Девальвация была неизбежна
За время правления Гонтаревой НБУ был лидером реформаторских изменений в финансовом секторе, говорит главный редактор экономического онлайн-издания VoxUkraine Борис Давиденко. «Изменение монетарной политики, прозрачность банковской системы, очистка системы от банков-зомби и моек, реальная деолигархизация сектора, внутренняя трансформация НБУ и многое другое», — перечисляет он в беседе с РБК. Гонтарева много сделала для расчистки банковского сектора от неблагонадежных игроков, которые «аккумулировали средства граждан и выводили их непонятно куда», соглашается профессор Киевской школы экономики Иван Компан, но при этом на центробанк сыпались обвинения в том, что он не удержал курс национальной валюты.
Когда Гонтарева возглавила центробанк, доллар стоил менее 12 гривен, а сейчас курс составляет почти 27 гривен. При Гонтаревой НБУ перешел к плавающему валютному курсу с таргетированием инфляции — до этого НБУ годами поддерживал фиксированный обменный курс. Экономисты VoxUkraine считают, что «это был ужасный выбор валютно-курсовой политики для Украины» — из-за политики фиксированного курса, относительно высокой инфляции и падения цен на основные экспортные товары Украины гривна становилась все более переоцененной, а НБУ до Гонтаревой прожигал свои резервы в попытках защитить курс (они снизились с пика в $38 млрд в 2011 году до $15,5 млрд в конце февраля 2014-го и затем еще больше). В условиях рецессии и военного конфликта на востоке страны Нацбанк «сделал единственно возможную вещь: с запасами, близкими к нулю, было необходимо разрешить гривне обесцениться», уверены экономисты.
Чучело Валерии Гонтаревой в гробу на акции протеста у здания Нацбанка Украины. 1 марта 2017 года
«На Украине Валерию Гонтареву критикуют за резкую девальвацию гривны, что, на мой взгляд, безосновательно — девальвация стала следствием нестабильного фиксированного курсообразования, которое наблюдалось с 2008 года», — говорит РБК старший советник ЕБРР в странах Восточной Европы и Кавказа Антон Усов. В отношении гривны «не все шаги НБУ можно считать филигранными, однако надо учитывать, что действия предпринимались в ситуации хаоса и паники как на банковском рынке, так и в обществе в целом», рассуждает Кушнирук. «Не бывает стабильной валюты при очень слабой экономике, с этой точки зрения НБУ не мог принципиально повлиять на сдерживание курса», — подчеркивает эксперт.
Главное достижение
Очистка банковской системы Украины — главное достижение Гонтаревой и ее команды, согласны опрошенные РБК эксперты. По словам Шапрана, Гонтарева «очень сильно встряхнула систему», наглядно показав ее проблемы — отмывание денег, инсайдерское кредитование и отсутствие ответственности акционеров. Типовая бизнес-группа на Украине работала по финансовой модели «создать банк, собрать депозиты и использовать эти вклады для кредитования собственного бизнеса», отмечают экономисты VoxUkraine. После того как НБУ сделал обязательным раскрытие конечных владельцев банков, стало ясно, что масштабы кредитования связанных сторон огромные — до 80% в некоторых банках.
При этом у Гонтаревой большую часть времени не было политической поддержки со стороны премьер-министров и большинства парламентариев, говорит Давиденко. Часть реформ, которые задумывались командой Гонтаревой, сейчас заблокированы в парламенте, ряд законопроектов регулярно не набирают достаточного количества голосов, добавляет Шапран. «Говорить, что все проблемы она разрешила, было бы неправдой, большинство из них еще в процессе решения, но они [Гонтарева и ее команда] показали актуальность и местами дикий масштаб этих проблем», — говорит он.
По словам Компана, Гонтарева на посту главы НБУ проявляла принципиальность и не поддавалась на попытки давления, в частности в вопросе включения печатного станка. За время ее работы не создавалось ощущения, что она аффилирована с какой-либо группой интересов, говорит Компан. «НБУ под руководством Гонтаревой стал самым независимым за всю свою историю. — считает украинский экономист, профессор финансов Университета в Суонси (Великобритания) Александр Талавера. — Она была свободна от влияния со стороны групп интересов, и у нее оказалось достаточно власти, чтобы национализировать ПриватБанк.
Тарута против Гонтаревой
Одним из наиболее активных украинских политиков, выступавших с критикой Гонтаревой, стал депутат Верховной рады, совладелец металлургической корпорации «Индустриальный союз Донбасса» Сергей Тарута. Он распространял брошюру под названием «Гонтарева. Угроза экономической безопасности Украины». Граждане Нацбанку не доверяют, регулятор не справляется с управлением валютным курсом, его политика ведет к обвалу банковской системы, а сама Гонтарева причастна к схемам по выводу средств из неплатежеспособных банков, говорилось в брошюре. Отдельный раздел касался коррупции — Тарута перечислил громкие случаи хищений из украинских банков и отметил, что обвиняет в них руководство НБУ, так как подобные преступления могли происходить «только с ведома и при содействии» Гонтаревой. В украинской банковской системе намечается тренд на «опасную концентрацию российского государственного капитала», а причина этому — тесные связи Гонтаревой с «влиятельными российскими финансистами», говорилось в брошюре. Со ссылкой на документы панамской Mossack Fonseca в ней утверждалось, что Гонтарева якобы связана с первым зампредом ВТБ Юрием Соловьевым. Обвинения Таруты по большей части содержали правдивую информацию, однако были использованы «в очень манипулятивной форме», указывал VoxUkraine в проекте VoxCheck.
Что будет с российскими «дочками»?
Нацбанку Украины еще при Гонтаревой (она работает до 10 мая) или уже при ее преемнике предстоит в самое ближайшее время принять решение о судьбе «дочек» российских банков на Украине. Свернуть свое присутствие в стране путем продажи дочерних банков намерены Сбербанк, ВЭБ (его «дочка» — Проминвестбанк), а также ВТБ. При этом руководители всех этих банков неоднократно заявляли, что их переговоры о продаже украинских активов находятся в финальной стадии. Сбербанк в конце марта объявил, что договорился о продаже украинской «дочки» консорциуму инвесторов во главе с российско-британскими бизнесменами Григорием Гусельниковым и Саидом Гуцериевым (сделка должна получить одобрение НБУ).
Опрошенные РБК эксперты сходятся во мнении, что уход Гонтаревой сам по себе не окажет влияния на продажу российских активов. «Это нейтральное событие, потому что судьба российских активов, в том числе банковских, вопрос более высокого политического уровня, и НБУ здесь скорее являлся инструментом его реализации, нежели реальным органом, принимающим решение», — говорит руководитель группы банковских рейтингов АКРА Кирилл Лукашук. Еще не закрытая сделка Сбербанка носит политический характер, окончательное решение будет приниматься не только Нацбанком, но и на уровне президента и Совета национальной безопасности Украины, считает Борис Кушнирук.
«Решение должно быть найдено таким образом, чтобы имидж страны не пострадал. Это все понимают. Подтверждение этому — в частности, выход сегодня сотрудников правоохранительных органов для охраны отделений Сбербанка», — сказал РБК один из украинских банкиров, знакомых с ситуацией. Многое будет зависеть от того, кто именно будет назначен следующим руководителем Нацбанка. «Многие представители российских банков отзывались о Гонтаревой как о человеке, который пытался соблюсти баланс политических аспектов и профессиональных подходов, насколько это было возможно. Теперь главный вопрос — будет ли новый глава НБУ руководствоваться профессиональными стандартами либо поддаваться давлению политиков», — рассуждает управляющий директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Станислав Волков.
Ранее банкиры, которые ведут переговоры о продаже российских «дочек» на Украине, говорили РБК, что «пока НБУ руководит Гонтарева, они спокойны». Критики Гонтаревой неоднократно обвиняли ее в стремлении помочь «дочкам» российских банков, недовольство вызывало предоставление им доступа к рефинансированию НБУ. В феврале 2017 года депутат Верховной рады Игорь Луценко требовал от Гонтаревой прокомментировать сведения о том, что она встречалась с главой Внешэкономбанка Сергеем Горьковым. После погромов отделений российских банков глава НБУ заявляла, что выступает за их цивилизованный выход с украинского рынка.
Кто преемник?
На смену Гонтаревой должен прийти человек, которого одобрит как президент, так и Рада, отмечает Concorde Capital. Среди кандидатов, чьи имена звучали в СМИ, — глава «Райффайзен Банк Аваль» Владимир Лавренчук, советник президента украинского Альфа-банка Роман Шпек, глава Совета НБУ Богдан Данилишин, руководитель государственного Укрэксимбанка Александр Гриценко. С любым преемником есть определенный риск откатывания назад реформаторской повестки НБУ, считает Андреас Швабе из Raiffeisen. Если преемник будет выбран из политической целесообразности и не будет реально независим, это будет нести риски макродестабилизации, отмечает Давиденко из VoxUkraine. Впрочем, экономист Талавера считает, что Гонтарева наверняка уверена в своем сменщике — в противном случае подождала бы с решением об отставке.
при участии Антона Фейнберга, Олега Макарова