Минэкономики предлагает запретить госорганам и местным властям истребовать у добросовестных приобретателей квартиры, которые до этого были приватизированы с нарушениями или даже путем мошенничества. Такой запрет предусматривается в новой версии поправок к Гражданскому кодексу (ГК). Ранее ведомство настаивало на невозможности изъятия только единственного жилья гражданина. Впрочем, при этом Минэкономики готово отказаться и от выплаты компенсаций за уже изъятые помещения — ранее против этого возражала мэрия Москвы.
Минэкономики разработало новую версию статьи 302 Гражданского кодекса, предложив запретить госорганам и местным властям изъятие у добросовестных приобретателей любых жилых помещений — ранее предполагалось, что нельзя будет изымать только единственное жилье. В ведомстве сообщили, что проект разработан по поручению Владимира Путина, проходит согласование в администрации президента и в осеннюю сессию будет внесен в Госдуму. Как вчера пояснила «Интерфаксу» глава Росреестра Виктория Абрамченко, такой механизм «позволит избежать ситуаций, при которых гражданин лишается жилого помещения, выбывшего ранее из собственности государства помимо его воли, либо приобретенного на безвозмездной основе у лица, которое не имело права им распоряжаться».
Напомним, поручение президента было дано после обсуждения проблемы в Общественной палате. Тогда Владимиру Путину рассказали об изъятии у граждан квартир, купленных на вторичном рынке с отсутствием обременений в ЕГРП,— при изъятии власти ссылались на мошенническую первичную приватизацию. В начале 2016 года Минэкономики подготовило проект, предполагающий, что приватизированное ранее жилье не может быть истребовано властями от добросовестного приобретателя, если это единственное пригодное для постоянного проживания помещение. Но он так и не был принят — ожидалось, что он сдвинется с мертвой точки после вмешательства Конституционного суда, который в июне 2017 года признал ст. 302 ГК частично не соответствующей Конституции.
Кроме того, первая версия законопроекта столкнулась с сопротивлением мэрии Москвы. Столичные власти выступили против предусмотренной в документе компенсации за уже истребованную недвижимость. Мэрия оценивала возможные потери городского бюджета в 1,3 млрд руб.— только с 2013 по 2015 год правительство Москвы подало 156 исков об изъятии помещений, из которых 136 было удовлетворено. Как сообщили в Минэкономики, обновленная версия проекта положений о компенсации уже не предусматривает.
Партнер юридической фирмы Goltsblat BLP Виталий Можаровский поясняет, что в развитых юрисдикциях, как в Германии, изымать можно движимое имущество — для недвижимости действуют ограничения в целях обеспечения стабильности оборота. «Власти имеют возможность контролировать все записи в реестре, а когда государство начинает истребовать имущество с пропуском сроков исковой давности — это поведение безответственного собственника», — добавляет он. Ведущий юрисконсульт департамента правового и налогового консалтинга «КСК групп» Юлия Невзорова говорит, что права действительно добросовестных собственников такой законопроект защищает, но возможны и злоупотребления: так, гражданин перед банкротством может вывести недвижимое имущество из конкурсной массы через цепочку приобретателей.
Источник: Коммерсантъ