Развитие шеринга: новый способ выживания россиян в кризис

Доступ к пользованию чужим благом. Казалось бы, смысл фразы отдает неким беззаконием, но нет. Суть именно в пользовании: аренде, обмене, а не во владении. Речь о концепции совместного потребления, иначе — о шеринге, который набрал популярность в России в последние пару лет. Финансовый кризис и падающие доходы населения побудили граждан приспосабливаться к более экономичной модели потребления, которая пришла к нам с Запада. К примеру, не самим покупать машину, на которую не хватает денег, а «скинуться» с теми, кто тоже подумывал о приобретении авто, и пользоваться машиной поочередно.

Вопросы экономики совместного потребления (ЭСП) в России обсуждались на круглом столе, посвященном первому отечественному исследованию «Sharing Economy 2017». Шеринг-экономика, когда имуществом владеют сразу несколько собственников и пользуются им совместно, развивается не на пустом месте. Существуют специализированные интернет-ресурсы, которые выступают в роли эдакой свахи: сводят продавца и потребителя.

Самый известный пример ЭСП — каршеринг, когда несколько абсолютно незнакомых человек находят друг друга для поездки в одном направлении на автомобиле с незнакомым для них водителем.

Или, скажем, человек не может позволить себе покупку автомобиля. Скооперировавшись с другими желающими, которые находятся в такой же ситуации, они в складчину приобретают одно авто и используют его по оговоренной заранее очередности.

Существуют и узкоспециализированные онлайн-платформы. Допустим — сообщество беременных женщин. Дамы находятся на разных сроках и договариваются о том, чтобы совместно купить детскую коляску или манеж и передавать эти вещи друг другу по мере вырастания отпрысков.

Можно также сдавать жилье без посредников. В России существуют интернет-порталы, на которых одни люди выкладывают объявления о сдаче квартиры или комнаты, а другие, напротив, подбирают себе наиболее выгодное предложение. У них есть возможность найти друг друга без всяких посредников.

Согласно данным Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), доходы таких онлайн-компаний, специализирующихся на шеринге, составляют не более 15% от оборота. Остальное получают участники обмена ресурсами. «Пользователи ЭСП, как правило, получают дополнительный заработок (около 25% от годового дохода семьи), который в основном идет на покрытие расходов, связанных с содержанием имущества (топливо, оплата услуг ЖКХ, страховка и прочее) и выплату налогов», — утверждают исследователи.

ЭСП для России пока новое явление. Масштабы его распространения в нашей стране оценить сложно, поскольку нет структур, ведущих за ним наблюдение. Однако, исходя из западного опыта, можно смело делать вывод о перспективности этого направления. «Мировой рынок шеринга оценивается по объему в $15 млрд, с потенциалом увеличения до $335 млрд к 2025 году, — рассказывает ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. — Ежегодно количество пользователей сервисов шеринга вырастает на 25%. Учитывая низкие «стартовые условия» ЭСП в России, можно предположить ее взрывной рост в ближайшее время».

Кроме того, полагают эксперты, шеринг соответствует менталитету россиян, традиционно стремящихся к бережливой, экономной модели потребления. А из-за продолжающейся стагнации в реальных доходах населения, очевидно, явление будет востребовано и дальше. Напомним, что реальные располагаемые доходы граждан с января по сентябрь снизились на 1,2% по сравнению с девятью месяцами прошлого года, следует из свежего исследования Росстата.

Отдельного регулирования шеринга в России пока не существует. И эта ситуация, по мнению экспертов, содержит и преимущества, и риски. «Помимо очевидных плюсов для людей есть и опасения, связанные с ЭСП. Например, ограничения спроса на товары и услуги, реализуемые привычным способом, что подрывает стимулы общего роста производства и экономики», — полагает Гойхман.

Несмотря на это, людям по-прежнему катастрофически не хватает денег и приходится все чаще прибегать к новой технологии выживания — шеринг-экономике. Однако вопросы качества и безопасности предоставляемых по данной модели услуг пока остаются без очевидного ответа.

Источник