В России может вновь появиться налог на движимое имущество. 15 ноября Госдума во втором чтении рассмотрит вероятность возрождения так называемого налога на модернизацию. Напомним, что сейчас компании не платят дань в казну за движимое имущество, которое купили после 2013 года. Льготу ввели в 2014 году, чтобы подстегнуть бизнесменов к модернизации своего оборудования и повышения качества продукции.
фото: Наталья Мущинкина
Но что-то пошло не так. Бизнесу она сэкономила больше 160 миллиардов рублей — проще говоря, бюджету эти деньги не достались. А они ему нужны: в следующем году бюджет будет дефицитным и лишние средства не помешают, учитывая что налоговые поступления — это основной источник доходов.
– Льгота, в соответствии с которой освобождалось от налога принятое на баланс с 1 января 2013 года движимое имущество, вводилась в целях стимулирования модернизации бизнеса, — объясняет старший юрист BGP Litigation Денис Савин. — В случае принятия поправок в НК РФ регионам вернут право вводить налог на движимое имущество с 1 января 2018 г. Для компаний это означает, по существу, увеличение налоговой нагрузки по налогу на имущество и риск ухудшения их экономического положения, в первую очередь, за счет увеличения сроков окупаемости обновленного имущества. Кроме того, с большой вероятностью интерес компаний заменять старое имущество с введением новых поправок снизится в целях экономии на налоговых платежах.
Если говорить проще, компаниям будет невыгодно закупать новое оборудование, с которого придется платить отчисления в казну.
– Налог на движимое имущество можно назвать антиинновационным, — считает Марк Гойхман, ведущий аналитик ГК TeleTrade. — Выведение из-под налога с 2014 г. нового оборудования, транспортных средств и пр. стимулирует обновлять фонды, замещать старое имущество, остающееся под таким налогом. Чем более крупные суммы идут на модернизацию, тем больше экономия для бизнеса. Поэтому предложение о возврате налога на движимое имущество в размере 1,1% ударит по отраслям и компаниям, в которых высока доля мобильных основных фондов, в том числе связанных с передовыми технологиями.
Получается, больше всего пострадают те самые инновационные, передовые компании, занимающиеся высокими технологиями. Не делали айфонов, нечего и начинать. Именно за счет этих предприятий государство решает проблемы бюджета.
Решение отдаётся на откуп регионам, поскольку поступления от данного налога идут в территориальные бюджеты, — продолжает эксперт. — Таким способом Минфин считает возможным решить вопрос о пополнении госбюджетов в регионах, испытывающих нехватку средств, с меньшим задействований денег из Центра. Вероятно, на первых порах поступления увеличатся. Но снижение стимулов к обновлению фондов и увеличение затрат бизнеса впоследствии может привести к замедлению развития предприятий. А это важнее «пожарного» решения сиюминутных текущих задач.
План простой: спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Если в регионе не хватает средств, то нечего надеяться на помощь из центра: время вводить налоги и собирать «урожай».
— Учитывая, что большая часть российских регионов погрязла в долгах перед федеральным бюджетом, можно предположить, что власти не откажутся от такой возможности, тем более что за последние годы таких налоговых каникул бизнес смог более менее оправится после кризиса вызванного санкциями, — говорит аналитик АЛОР БРОКЕР Кирилл Яковенко. — На простых гражданах такое решение отразится в первую очередь в виде повышения цен на услуги и товары – поскольку техника которая будет облагаться таким налогом используется практически во многих сферах услуг и торговли.
При этом главой государства еще в сентябре прошлого года заявлялось о решении не повышать налог до 2019 года. Получается хитро: с одной стороны, никакого повышения налогов или введения нового нет, с другой — в бюджет поступают лишние средства. Правительство как бы говорит: вам дали время заработать, встать на ноги – пора отдавать долги.
Вечерняя рассылка лучшего в «МК»: подпишитесь на наш Telegram-канал