Грядет колоссальный дефицит кадров при переходе страны к цифровой экономике, предрек один из главных фанатов цифровизации, глава крупнейшего государственного банка и экс-министр экономического развития РФ Герман Греф. По его словам, уже сейчас наблюдается нехватка специалистов, которые с техникой на «ты», а что будет через 10–15 лет, когда страна развернется в «цифру», страшно представить: некоторые профессии вовсе исчезнут, а остальным работникам придется переквалифицироваться. Впрочем, пока представители бизнеса стремятся заменить людей роботами и машинами в целях оптимизации расходов, в Министерстве труда граждан поспешили успокоить и пообещали, что потребность в «рабочих руках» будет всегда.
фото: pixabay.com
В этом году президент Владимир Путин утвердил госпрограмму «Цифровая экономика» до 2025 года, которая к концу реализации должна охватить 40% населения страны — жители сельской местности и небольших городов, не говоря уже о мегаполисах, должны будут овладеть цифровыми навыками. В то же время внедрение цифровых технологий может привести к потере рабочих мест в традиционных отраслях: транспорте, торговле, финансах, праве, госуправлении. По разным оценкам, масштабы сокращений составят от 4 до 10 млн рабочих мест. С рынка труда уйдут водители — возить пассажиров станут беспилотники, работу кассиров будет выполнять терминалы оплаты, мерчендайзингом и расстановкой товаров на полке займутся роботы, а бухгалтеров и юристов уже начали увольнять из особо продвинутых компаний — вести отчетность могут и инновационные программы. Поэтому, предрекают сторонники массовой цифровизации, у обладателей профессий, которые еще недавно были востребованы, не остается другого выбора, кроме как осваивать ультрановые специальности с приставкой digital.
Однако не так страшна грядущая промышленная революция, как ее малюют, считают в Минтруде, а слухи о вымирании многих профессий там называют преувеличенными. Создается впечатление, что в ведомстве и вовсе не верят в скорое наступление цифровой эры: по словам замминистра труда Любови Ельцовой, проникновение технологий будет происходить не одномоментно. По ее мнению, людям не стоит бояться конкуренции со стороны роботов: работа в привычной сфере найдется, правда, требования к квалификации работников существенно изменятся. Например, водитель уже не сядет за «баранку», а станет оператором управления транспортным средством и будет вести машину дистанционно. Как условному шоферу автобуса из провинции Ивану Петровичу, который уже не молод, «модернизироваться» в оператора беспилотника, замминистра в общий чертах объяснила: нужно учиться и еще раз учиться, посещать курсы дополнительного образования, штудировать специальные информационные ресурсы — и такие образовательные возможности должно обеспечить государство. Но чтобы поставить систему образования на цифровые рельсы, государству требуются немалые деньги, инвестиции в науку, повышение зарплат учителям и преподавателям. Однако, судя по принимаемому проекту бюджета страны, больших вложений в эту область не планируется. Да и вообще экономистов пугает общая сумма, в которую обойдется цифровизация страны — 200 млрд рублей в год, по средним оценкам.
Но, судя по настроениям главы государства, который, как известно, заболел цифровой экономикой, власти скупиться не собираются. Причиной тому может быть ошибочное представление о ней: в правительстве, очевидно, считают, что цифровая экономика — это панацея от всех бед, способная разогнать экономический рост и решить социальные и финансовые проблемы страны. Но это не так, убеждены специалисты: цифровая экономика — это лишь автоматизация и оптимизация производственных, интеллектуальных процессов, сокращение издержек, рутины и бюрократии, но никак не альтернатива традиционной экономике.
При этом скептически настроенные эксперты уверены, что Россия неизбежно будет отставать в переходе на цифру от развитых стран, в которых и возможностей для инвестирования больше, и высокие технологии уже вписались в повседневную жизнь. «Самое главное, что у нас еще есть время, — считает доктор экономических наук, заведующий центром анализа социальных программ и рисков Института социальной политики НИУ ВШЭ Сергей Смирнов. — Переход на цифровизацию идет уже давным-давно и идет постепенно, в этом нет никакой катастрофы, а безработица не будет носить массовый характер. Как ни странно, но положительную роль сыграет переживаемый страной демографический спад: старая и новая рабочая сила не будет конкурировать на рынке труда».
Вечерняя рассылка лучшего в «МК»: подпишитесь на наш Telegram-канал