В России ударными темпами растет производство водки, но пить граждане ее больше не стали. В свою очередь, производство вина в стране падает, но объемы продаж растут. Как такое бывает? Объясняется все просто — в магазинах стало меньше поддельного алкоголя, а вино граждане предпочитают все больше импортное.О состоянии алкогольного рынка и происходящих в этом сегменте тенденциях журналу «Профиль» рассказал руководитель Комитета по экономике Московского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Алексей Каневский.
В целом, по данным статьи, граждане могут не опасаться подделок алкогольных напитков в магазинах. Внедренная 1 июля 2016 года Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) позволяет отследить перемещение каждой бутылки алкоголя до конечного потребителя, свела нелегальное производство водки и вина на нет. Что касается пива, то его нелегального производства и вовсе практически не существовало. «С пивом себестоимость контрафакта просто не оправдывает затрат, – рассказал А. Каневский. – С этой точки зрения, оно обоснованно не лицензируется, потому что лицензия направлена на то, чтобы оградить отрасль от контрафактной продукции».
ЕГАИС также делает менее прибыльным нелегальное производство и другого алкоголя, включая водку и вино. Тем не менее в этих сегментах контрафакт есть, но в основном точечный, там, куда еще не добралась ЕГАИС, – в отдаленных палатках, сельских магазинах и торговле с рук. Хотя и поддельные производства действуют весьма активно. «Как только мы увеличиваем стоимость легального алкоголя, тут же становится экономически целесообразно производить поддельную продукцию, – объяснил Алексей Каневский. – Она заменяется суррогатной продукцией. То есть это даже не подделка, а самогон. Вот чего нужно бояться».
В сегменте пива российское производство, несомненно, доминирует, но и здесь импорт играет все более значимую роль. В этом году было ввезено 12 млн дал пива, тогда как за 10 месяцев 2016 года – только 7,6 млн дал. «Целевая аудитория импортного пива такова, что она любит качество, оригинальность продукта, а также оригинальность с точки зрения места рождения, – отметил А. Каневский. – По-прежнему обоснованным является утверждение, что пиво, произведенное немецкими брендами, лучше, чем произведенное в России по лицензии. Невозможно произвести оригинальный продукт с сохранением 100 процентного качества на другой географической территории. У нас очень много любителей крафтового пива. Другое дело, что в сравнении со всем рынком пива объемы импорта по-прежнему составляют 4–5%. Его доля невысокая, но растет быстрее, чем весь пивной рынок в целом. Отчасти сегмент российского и лицензионного пива, то есть произведенного в России, немного даже падает, так как их цены сближаются. И правильный потребитель, безусловно, делает выбор в пользу более качественного и понятного продукта. Я думаю, что эта тенденция сохранится, и она справедлива».
Однако не стоит трактовать популярность импортной продукции как сигнал выхода из кризиса, считает Алексей Каневский: «В целом покупательная способность населения снижается. Просто рынок берет свое, и качество все-таки наступает на желания потребителей. Сама по себе антиалкогольная политика ограничивает возможности потребителя пить что угодно, и это заставляет его покупать продукцию избирательно. Он имеет экономическую возможность задуматься над тем, что выбрать, и делает выбор в пользу качественного напитка, и зачастую, если мы не имеем в виду водку, это выбор импортного продукта. И это не связано с ощущением окончания кризиса».