21 декабря Евросоюз продлит еще на полгода «крымские» и «восточноукраинские» санкции против России. Главы стран-членов ЕС уже согласовали такое решение. В Киеве продолжают заявлять, что ужесточение санкций и давления на РФ — единственный способ вернуть Крым и восток Украины. Но опрошенные «МК» политологи не верят в вероятность такого развития событий: «Украина — лишь поле, на котором играет Евросоюз».
фото: Наталья Мущинкина
Санкции против России Евросоюз вводил в два этапа: после того, как Крым стал частью РФ, и после того, как на востоке Украины разгорелись активные боевые действия и были провозглашены ДНР и ЛНР. Санкции продлеваются каждые полгода. Очередной срок истекает 31 января, но, как сообщают СМИ, 21 декабря действие запретов и ограничений в отношении России будет пролонгировано до лета 2018 года: такое решение уже согласовано руководством всех стран ЕС. Украинский замминистра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещённых лиц Юрий Грымчак в связи с этим выразил уверенность в том, что «экономическое, финансовое и другое» давление на Россию со стороны стран Запада в итоге сделает свое дело, Крым «станет токсичным» и Москва будет рада сделать все, чтобы только отдать его Украине.
«МК» задал экспертам вопрос о том, насколько реалистичным является сценарий «Крым в обмен на снятие санкций».
— Прошедшее с 2014 года время показало, что российская политика не меняется из-за санкций, — говорит замдиректора Центра политических технологий Алексей МАКАРКИН. — И до определенного момента в пользу подхода «раз санкции неэффективны, то давайте их отменять» выступало и сельскохозяйственное лобби, и представители других секторов экономики Европы, связанных с поставками товаров в Россию. Но эта точка зрения столкнулась с двумя проблемами. Во-первых, не удалась попытка вывести Крым, так сказать, за скобки, и отменять или существенно ослаблять санкции при достижении некоторого прогресса в урегулировании конфликта на востоке Украины. Договориться и на востоке Украины никак не получается: Россия говорит, что она — не участник этого конфликта, и предлагает Киеву самому договариваться с руководством непризнанных республик.
А вторая проблема возникла в этом году, и она еще более сложная. Когда идет такая борьба на измор и санкции не действуют, усиливается позиция тех, кто считает, что надо отменять их просто потому, что они неэффективны — безо всяких особых условий. Но тут возникла тема вмешательства России в избирательные кампании на Западе. И сейчас каждый, кто скажет, что санкции надо отменять без видимого прогресса на востоке Украины, может быть обвинен в том, что он — агент России, а это уже очень серьезно. Любая уступка России становится токсичной, а в такой ситуации эффективны санкции или нет — отменить их, получается, невозможно…
Генеральный директор «Агентства политических и экономических коммуникаций «АПЭК» Дмитрий ОРЛОВ полагает, что санкции не приведут к пересмотру ключевых направлений политики России: «Это уже очевидно. Еще менее вероятно, что те, кто вводит режим санкций, думают об интересах Украины — ее интересы при принятии решений если и учитываются, то в минимальной степени. ЕС — крупный геополитический игрок, а Украина — лишь поле, на котором идет эта игра… Логичен был бы равноправный диалог между Россией и ЕС по вопросам, которые можно обсуждать. Тема Крыма для российской элиты и российского руководства не является предметом для переговоров — она закрыта. На данном этапе можно было бы, конечно, вести речь о выполнении Минских соглашений, но их реализации сейчас больше всего мешает Украина».