Катастрофа банков под вопросом: отключат ли Россию от SWIFT

У США остается всего около месяца для того, чтобы определиться с новыми санкциями против России (дедлайн — 29 января). Президентская администрация Трампа давно оттягивает этот момент: глава Белого дома не скрывал, что не согласен с подписанным им же законопроектом о дополнительных ограничительных мерах. Одно из предложений: отключить нашу страну от межбанковской системы SWIFT. «МК» проверил, что думают по этому поводу американские экономисты.

фото: dailycoin.info

В Америке до сих пор не существует единого мнения насчет того, как именно нужно «наказать» Россию за «вмешательство в президентские выборы» — истоки неопределенности надо искать в позиции Трампа и его сторонников.

Эпопея с последним витком санкционного противостояния США и России началась 2 августа, когда Конгресс положил на стол президенту законопроект о новых санкциях против Москвы. Законопроект закреплял старые ограничительные меры и открывал путь для введения новых. Трамп назвал документ недоработанным, но все же подписал. В нем было указано, что санкции затронут людей и компании, которые подрывают кибербезопасность США, инвестируют в российские энергетические проекты и оборонный сектор, оказывают помощь сирийскому правительству, нарушают права человека или замешаны в коррупции.

В документе, однако, не уточнялось, какие конкретно компании подвергнутся ограничительным мерам. На то, чтобы определиться с этим, Конгресс дал Госдепартаменту срок до 1 октября. Но Госдеп просрочил это задание почти на месяц. По официальной версии, из-за кадровых неурядиц. По версии противников президента, Госдеп намеренно тянул до последнего, чтобы не усложнять и без того охладевшие отношения с Москвой.

Тем не менее 26 октября черный список российских компаний был обнародован. Туда вошли главным образом представители оборонного сектора. Загвоздка состояла в том, что под санкции — к огромному неудовольствию Евросоюза — теоретически попадали и европейские фирмы. Например те, которое участвовали в строительстве газопровода «Северный поток-2».

Госдеп опять попросил отсрочку: если бы санкции ввели мгновенно, они затронули бы даже некоторые американские компании. По заявлениям Госдепартамента, всем, кто инвестирует в российские подсанкционные сектора экономики, нужно было дать время на то, чтобы они прекратили это делать.

Но Конгресс все равно остался недоволен. Всему виной затяжная война между законодательной и исполнительной властью в США, которая длится с момента избрания Трампа. На Капитолийском холме уверены, что за то время, пока президентская администрация тянет с введением санкций, в России найдут способ обойти ограничения, например, отдать оборонный бизнес на откуп дочерним компаниям.

Очередной дедлайн был назначен на 29 января 2018 года. К этому времени санкции должны быть наложены окончательно, и не только на российские компании, но и на всех, кто продолжил вести с ними дела. Но что это будут за ограничения? Насчет этого в США до сих пор идут дебаты, дающие почву для различных трактовок.

Одна из них — возможное отключение России от межбанковской системы SWIFT, которая помогает банкам взаимодействовать с зарубежными партнерами. Впервые такие предложения прозвучали в 2014 году после событий в Крыму и на Украине. Европейский парламент даже принял резолюцию о том, что подобная альтернатива должна быть как минимум рассмотрена.

В пользу таких жестких санкций говорит то, что они стали бы очень эффективными с точки зрения американцев. По мнению зарубежных экономистов, некогда именно отключение от SWIFT толкнуло Иран на «ядерную сделку». «Отключение российских банков и компаний от SWIFT однозначно отрежет российский бизнес от остального мира, — считает британский аналитик Брюс Джонстон, слова которого приводит Business Insider. — Это также окажет большое влияние на европейские компании, которые нуждаются в российских деньгах и энергетических ресурсах.

Если Путина лишить его кредитной карточки, это будет иметь далеко идущие последствия для российской экономики, как это уже понял Иран, когда его финансовые институты были отключены от системы в 2012 году».

Существует и такой вариант развития событий, при котором SWIFT прекратит работу только с некоторыми российскими банками, например, с государственным участием. Именно на такую перспективу намекал глава Сбербанка Герман Греф, когда говорил о том, что в этом случае «холодная война» покажется американцам «детской забавой». Впрочем, понимают это, кажется, и в самой Америке.

Во-первых, SWIFT — формально независимая структура, которой не выгодно следовать за колебаниями международных отношений. Кроме того, это общество базируется в Бельгии и не подчиняется напрямую американскому законодательству. Как утверждает само общество, санкции оно может наложить, только если его это попросит сделать Евросоюз: как бельгийский кооператив, оно обязано подчиняться европейским законам. Соответственно, чтобы отключить Россию от системы, Америке сначала придется убедить в своей правоте Брюссель.

«В марте 2012 года, следуя международному и многостороннему решению усилить санкции против Ирана, SWIFT сделал исключение, подчинился официально принятому решению ЕС и прекратил передавать сообщения в подсанкционные иранские банки», — так система объясняет свою позицию на официальном сайте. Что же касается России, то никто из 25 членов совета директоров общества, которые избираются из числа банкиров всего мира, пока не высказывался по поводу возможных санкций в отношении нашей страны.

Основания для отключения Ирана от международной банковской системы были гораздо более серьезными: он активно стремился присоединиться к клубу ядерных держав. Согласно собственным правилам, SWIFT может отказаться работать только с отдельными банками, которые вовлечены в нелегальные действия, а отсечь от себя целую страну, повторим, система может лишь в крайнем случае.

Как указывает журнал The Economist, у SWIFT подрастают конкуренты: альтернативные структуры разрабатывают страны БРИКС, Китай и Россия. Если SWIFT пойдет на поводу у США и наложит санкции на Москву, это снизит уровень надежности системы и доверие к ней. Не всеми странами правят демократические режимы. И авторитарные лидеры в будущем могут предпочесть переключиться на менее «придирчивые» банковские инструменты.

Еще в 2014 году официальные лица из министерства финансов США заявляли журналу The Economist: отключать Россию от SWIFT можно только в самом крайнем случае. Денежный трафик при таком сценарии развития событий никуда не денется, он просто перейдет в менее надежные системы, которые сложнее отслеживать и контролировать. А это сыграет на руку преступникам и кибертеррористам.

«В конце концов, многие европейцы с самого начала были скептично настроены в отношении антироссийских санкций, — отмечает эксперт по геополитике Иан Бреммер, — Их цель была в том, чтобы предотвратить российское вторжение на Украину. И эта цель провалилась».

Впрочем, у идеи отключения России от SWIFT в свое время были могучие сторонники. Среди них влиятельный сенатор-демократ от штата Иллинойс Дик Дурбин и известный ястреб-республиканец Джон Маккейн.

«Пришло время наложить дополнительные санкции на Путина, в том числе возможное прекращение работы России с системой SWIFT», — было сказано в их совместном письме, направленном в Госдеп в 2015 году. Однако в последнее время, призывая усилить санкционное давление на Россию, сенаторы уже не упоминают конкретно такую жесткую меру.

Источник