Высокие ставки кредитов в России привели к тому, что из отечественной экономики искусственно изъято свыше 600 млрд рублей. К такому выводу пришли эксперты Столыпинского института. По их словам, кредиты для россиян по-прежнему остаются неподъемными. Еще два года назад наша страна по доступности займов занимала 57-е место, то сейчас опустилась на 110-ю строчку из 137 государств.
фото: pixabay.com
Снизить инфляцию до 4% любыми способами — цель, которую преследует ЦБ последние несколько лет. И в прошлом году регулятору вроде бы удалось вполне успешно ее достичь. По итогам 2017 года показатель достиг своего минимального значения за всю историю современной России — 2,5%. Кроме того, худо-бедно стабилизировался «деревянный», который сейчас варьируется в пределах 56–58 рублей за доллар. Казалось бы, причины для радости налицо. Однако население, заглядывая в свои худеющие кошельки, испытывает другие чувства.
Причем рассчитывать на помощь банков им не приходится. Как отмечают в Институте экономики роста им. П.А.Столыпина, сейчас объем выданных кредитов в России находится на одном из самых низких уровней в мире. Причина тому — запредельно высокие процентные ставки. И это несмотря на то что номинальные ставки по кредитам снижаются уже более двух лет кряду, уровень реальных ставок (номинальная ставка, скорректированная с учетом инфляции) остается крайне высоким.
По официальным данным, средняя ставка по кредитам для населения сроком свыше года составляет 13,38%. Однако по факту она в разы выше. Например, в Омской области, как подсчитали столыпинцы, показатель достигает 25%, а в Республике Башкортостан — 29,17%. Таким образом, разница между реальностью и статистикой превышает 15%.
Еще сложнее дела обстоят с кредитами на более долгий срок. В частности, потянуть ипотеку под силу далеко не всем. Согласно расчетам исследователей исходя из средней стоимости однокомнатной квартиры (46,7 тыс. рублей за кв. м) в регионах и среднего уровня заработной платы работающего населения (33,3 тыс. в мес.), чтобы выплатить жилищный кредит, россиянину потребуется 26 лет. Для сравнения: в среднем в развитых странах гражданин выплачивает такую ипотеку за 5,5 года.
«Таргетирование инфляции — основной ориентир для многих мировых центральных банков. Например, в США и Европе политика регуляторов направлена на разгон инфляции до уровня 2%. Политика же Банка России сосредоточена на сдерживании роста цен на уровне 4%. Однако умеренно-жесткая политика, которую проводит наш ЦБ, в определенной степени ограничивает кредитование населения и реального сектора», — говорит валютный стратег ГК TeleTrade Александр Егоров.
Тем временем высокие ставки привели к изъятию денег из российской экономки. «При объеме кредитной задолженности в 20 трлн руб. у юридических лиц и 10,5 трлн — у физических лиц переплата составила примерно 400 млрд и 210 млрд руб. соответственно. Таким образом, из экономики (из инвестиций и потребления) только в 2016 году было «искусственно изъято» как минимум 600 млрд рублей», — подчеркивает директор Института экономики роста им. П.А.Столыпина Анастасия Алехнович.
Более того, по словам бизнес-омбудсмена Бориса Титова, сейчас банки вовсе не заинтересованы в доступности кредитов для населения и предпринимателей. У них есть другие источники дохода. Прежде всего речь идет об операции кэрри-трейд, когда банки заимствуют средства по низким ставкам в нацвалюте одной страны, затем конвертируют их и уже кредитуют в нацвалюте другого государства по более высоким ставкам. В частности, в России ключевая ставка (7,75%) сейчас в разы выше, чем в большинстве развитых государств, где она не превышает 2%.
В результате сейчас стоимость кредитов для бизнеса в нашей стране становится гораздо выше уровня рентабельности большинства отраслей, что еще больше усиливает и без того значительные диспропорции в структуре производства, доходов и цен.