В прошлую пятницу Банк России снизил ключевую ставку (влияет на ставки по кредитам — в т.ч. для населения) до 7,5%. Депутат Госдумы РФ, первый заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» в нижней палате парламента Михаил Емельянов уверен: для развития экономики и подъема нашей промышленности этого недостаточно, нужны более радикальные меры.
фото: Геннадий Черкасов
Центробанк в своем официальном сообщении об очередном снижении ключевой ставки отмечает: «Краткосрочные проинфляционные риски ослабли». В связи с этим, говорится в сообщении регулятора, баланс экономических и инфляционных рисков несколько сместился в сторону рисков для экономики. «Вероятность превышения годовой инфляции 4% в текущем году существенно снизилась. В этих условиях Банк России продолжит снижение ключевой ставки и допускает завершение перехода от умеренно жесткой к нейтральной денежно-кредитной политике в 2018 году», — резюмирует ЦБ РФ.
Михаил Емельянов направил председателю Центробанка Эльвире Набиуллиной депутатский запрос (копия документа имеется в распоряжении «МК»), в котором сформулировал ожидания экономики от действий регулятора и выразил сомнение в том, что проводимая сейчас денежно-кредитная политика (ДКП) сможет позитивно повлиять на дальнейшее развитие страны.
«В настоящее время ЦБ РФ (единственный из мировых центробанков) ведет политику высокой реальной ключевой ставки, по-прежнему, несмотря на мнение промышленников и бизнесменов России, продолжает придерживаться своей позиции по ключевой ставке, которая предусматривает ее постепенное очень медленное снижение», — говорится в документе.
Как отмечает депутат, при текущей инфляции в 2,6% и имеющейся ключевой ставке реальная ставка близка к 5%. «На каком основании ЦБ РФ перешел от режима таргетирования инфляции к таргетированию «инфляционных ожиданий», измеряемых Фондом по изучению общественного мнения по заказу самого ЦБ РФ?» — задается вопросом автор письма. Банк России не может подменять свой мандат неким «изучением общественного мнения», добавляет депутат.
По словам Емельянова, такого режима нет нигде в мире. Более того, замечает он, подобный подход не заложен в утвержденных Госдумой «Основных направлениях единой денежно-кредитной политики на 2018–2020 годы».
По оценке депутата, «общая цена неадекватной процентной и курсовой политики ЦБ составляет за 4 года более 10% ВВП». «Нетрудно видеть, — замечает Михаил Емельянов, — что эта сумма примерно равна недополученному экономическому росту, который при адекватной ДКП составил бы не менее 2–3% ВВП».
Депутат предлагает: снизить ключевую ставку в два раза, зафиксировав ее на уровне инфляция+1%, а также зафиксировать валютный курс на разумном уровне, ограничив возможности внешних атак и вывоз капитала. В ином случае, констатирует он, о выходе на темпы роста выше мировых говорить не приходится.
В заключение своего послания главе ЦБ Емельянов просит представить оценку регулятором последствий своей денежно-кредитной политики — особенно для реальных доходов населения и социальной обстановки в стране в преддверии выборов Президента России.
«Политика Центробанка депрессивна по отношению к отечественной промышленности, — рассказал «МК» Михаил Емельянов. — Сегодня, благодаря подобным действиям, мы проигрываем в конкурентной борьбе, нам очень тяжело будет сохранить целостность страны, запустить ее дальнейшее развитие».