Канцлер Германии Ангела Меркель на встрече с премьер-министром Польши Матеушем Моравецким, накануне пригрозившим, что создание нового газового экспортного маршрута из России в Европу «Северный поток — 2» приведет к началу войны между нашей страной и Украиной, заявила об отсутствии угрозы для стран Старого Света в связи реализацией этого проекта. Она уверена, что Европе необходимо диверсифицировать каналы импорта «голубого топлива», или, другими словами, застраховать себя от риска остановки поставок сырья через территорию Незалежной. Хотя позиция Меркель еще не означает, что все преграды на пути строительства «Северного потока — 2» устранены, однако свидетельствует, что европейские союзники России, поддерживающие этот проект, готовы в любой момент за него вступиться.
фото: uawire.org
По словам Ангелы Меркель, газопровод «Северный поток — 2» — это сугубо экономический проект, поэтому его реализация не представляет угрозы для диверсификации поставок углеводородов в европейские государства. Стоит отметить, что своим заявлением немецкий канцлер подвела итог переговоров с польским премьером Матеушем Моравецким, который в последнее время прилагает все усилия для приостановления строительства российского экспортного газопровода.
В конце января этого года Моравецкий добился аудиенции с американским госсекретарем Рексом Тиллерсоном, на которой рассказал об угрозе «Северного потока — 2» как для Европы, так и для всего остального мира, а также потребовал оштрафовать все европейские компании, участвующие в реализации этого проекта (чуть позднее в интервью немецкому изданию Die Welt он пригрозил, что запуск российского газопровода может привести к войне между Россией и Украиной).
Тиллерсон оказался солидарен с польским премьером и заявил, что новая газовая труба из России в Европу — это ничто иное, как «очередной инструмент политического давления» нашей страны на европейские государства. Меркель, в свою очередь, считает иначе и не находит в «Северном потоке — 2» никакой «политической подоплеки».
В принципе, понять разногласия Варшавы и Вашингтона с одной стороны и Берлина — с другой, относительно будущего российского трубопровода, нетрудно. США намерены наладить поставку собственного газа на европейский рынок и вытеснить с него российское сырье. Первые поставки сжиженного топлива в страны ЕС уже начались — танкеры с СПГ регулярно дефилируют через Атлантический океан, а его покупателями выступают уже названная Польша, а также государства Прибалтики.
Вместе с тем, пока объемы экспорта «голубого топлива» из США в Европу не велики. Как заявил начальник управления долгосрочных программ развития «Газпрома» Кирилл Полоус, если сравнивать объем поставок российской монополии на европейский рынок (это более 30% энергобаланса ЕС) с чашкой кофе, то поставки американского СПГ составляют считанные крохи в этом напитке. «Очевидно, что несколько капель кофе вряд ли придадут бодрость. Равно как и СПГ из США не оказал значимого влияния на диверсификацию поставок газа и энергетическую безопасность европейского региона», — отмечает Полоус.
У Польши существуют собственные интересы — Варшава намерена проложить по дну Балтийского моря альтернативный «Северному потоку — 2» газопровод Baltic Pipe, чтобы в последствии приобретать не российский, а норвежский газ, добываемый на шельфовых месторождениях Северного моря. Однако эта труба вряд ли сможет конкурировать с проектом, реализуемым «Газпромом». Мощность Baltic Pipe обещает составлять всего 10 млрд кубометров ежегодно. Причем, строительство этого маршрута предполагается завершить только в 2022 году. Поставки по «Северному потоку — 2» должны составить не менее 55 млрд «кубов», тогда как его сдача в эксплуатацию назначена на 2019 год.
В связи с этим, защита российского газопровода Ангелой Меркель вполне очевидна. По словам директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, две из пяти иностранных компаний, которые уже активно вкладывают средства в создание российского газопровода, это немецкие Uniper и Wintershall. Еще два представителя этой страны, E.ON и BASF, пообещали закупать «голубое топливо», поставляемое по этому маршруту.
Кроме того, в Берлине прекрасно понимают, что транзит российского газа через территорию Украины (который занимает более 50% газового импорта стран Старого Света) крайне нестабилен. Во-первых, газотранспортная система Незалежной только для поддержания своей эксплуатации требует внушительных инвестиций, которые Европа предоставлять не собирается. Во-вторых, политическая обстановка в Киеве не может гарантировать, что в определенный момент Украина, как это случалось ранее, не приостановит или сократит движение российского сырья по своим трубам в Европу и вновь обвинит в этом нашу страну.
Энергобаланс стран ЕС в этом случае нарушится, а местные потребители столкнутся с топливным дефицитом. «Поэтому Меркель еще не раз вступится за строительство «Северного потока — 2», как она это делала ранее. Вместе с тем, подводные камни на пути реализации российского газопровода все-таки существуют», — отмечает эксперт.
По его словам, Германия собирается занять позицию главного энергетического хаба Европы. Многим странам, особенно тем, кто не является инвесторами «Северного потока — 2», это явно не нравится. «Выступая на стороне России, Германия также преследует собственные экономические интересы. В частности, возможно, добивается более дешевых цен на поставку российского газа. «Северный поток — 2» несомненно будет построен. Однако его стоимость в связи с политическими перипетиями, которые нагнетаются с легкой руки Вашингтона и Варшавы, может вырасти», — полагает Пикин.