Новый политический цикл, а точнее, очередная шестилетка после президентских выборов — это не только кадровые перестановки во власти, которые, конечно, произойдут, хотя бы и при неизменном первом лице. Еще это, как нам давно говорили, предъявляя публичные жаркие дискуссии экономистов, новая стратегия развития страны. Дискуссия, однако, так дискуссией и осталась. О ее результатах если и сообщат, то точно после 18 марта, и то, скорее всего, не прямо. К тому же ветераны из числа экономистов-стратегов честно признают, что все прежние документы, претендовавшие на роль стратегий, так и не были выполнены. Тогда что же изменится? Скорее всего — налоги, которые до выборов стараются не поднимать, дабы не злить электорат. И коснется это не чиновников, играющих в «царя горы», не «чемпионов госзаказа» из списка Forbes, а обычных граждан.
фото: Геннадий Черкасов
Условия фискальной задачи
Налоги точно касаются каждого. Их, естественно, никто не любит — даже тот, кто с жаром собирает их с других, наверняка сам платит их вовсе не с блаженной улыбкой на лице. Но все понимают, что это неизбежность. Другой вопрос, какими должны быть налоги?
Не случайно налоги вводятся, отменяются или видоизменяются законами. Исторически это ограничение аппетитов власти — когда-то королей, а потом правительств. И это же — признание того, что конкретный вид налогов должен стать результатом согласия в обществе: ведь законы принимают избранные представители этого общества. Дальше, правда, в дело вступают особенности конституционного строя, политика и политтехнологии. В России, при частой смене правительств в 90-е годы прошлого века, проводимая налоговая политика никогда не приводила к заявленным результатам. О чем остается только пожалеть.
Задача налогов — наполнять бюджет. Но наполнять можно по-разному. Во всех учебниках по экономике говорится о том, что налоги должны выполнять и стимулирующую роль. То есть они должны поощрять, а не давить рост экономики, способствуя улучшению ее структуры. Но учебники пишутся для студентов, а не для политиков и чиновников. Самый последний пример не из учебника. В России вот-вот будет запущен долгие годы варившийся на политической кухне налоговый маневр в нефтяной отрасли. В результате в этом маневре напрочь отсутствует такой, казалось бы, обязательный элемент, как стимулирование нефтепереработки, то есть отход отечественного ТЭКа от сугубо сырьевой специализации.
Теперь попробуем заглянуть в ближайшее будущее российских налогов. Первая вводная: нас давно предупреждали, что до президентских выборов налоговое бремя расти не будет. С известными оговорками (рост акцизов, которые те же налоги, хотя формально ими не являются, штрафов и других «неналоговых» платежей) обещание сдержали. Но сама постановка с учетом исторического опыта читалась так: раз до выборов налоги не вырастут, то уж после них — начнется… Поэтому, когда еще в мае 2016 года появились утечки о подготовке увеличения подоходного налога в виде отказа от его плоской шкалы, то особого удивления это не вызвало. Однако власть на всех уровнях выступила с опровержением. Изменения, конечно, могут произойти, но в этом году плоская шкала остается непоколебимой.
Тогда откуда же ждать подвоха? После выборов — значит, простор для роста налогов открывается после 2018 года. На Гайдаровском форуме в январе 2018-го министр финансов Антон Силуанов, с одной стороны, заверял, что налоги в этом году расти не будут. С другой стороны, он там же говорил: «Правительство не предполагает увеличения налогового бремени на предстоящие годы». Запомнить стоит и то, и другое. Как и то, что пару лет назад, когда до президентских выборов было еще далеко, Силуанов предупреждал, что рост налогов возможен после 2018 года. И самое главное признание министра финансов: по итогам 2017 года фискальная нагрузка на экономику в целом составила 30,8% ВВП, что чрезмерно и поэтому снижает российскую конкурентоспособность. Эта оценка остается, что бы и когда бы ни произошло с налогами дальше.
В качестве второй вводной выберем оптимистичный сценарий — налоговая нагрузка не увеличится «в предстоящие годы». Но это в целом. В частности, же нас ожидает большой налоговый маневр. Здесь уместно вспомнить, что именно Силуанов говорил об отдельных элементах налоговой нагрузки: «30% одних страховых взносов! Я уж не говорю про НДС, про подоходный налог. В других странах нет такой нагрузки».
Хорошо сказал! Проникновенно, как будто буквально только что узнал о том, сколько «весят» налоги. А теперь вспомним: еще в прошлом году Минфин и Минэкономразвития согласовали налоговый маневр. Это сокращение страховых взносов с 30 до 22% при компенсирующем росте НДС с 18 до 22%. Как уверены в Минфине, в результате общая нагрузка на бизнес не увеличится. Но и не уменьшится. Тогда что за маневр? Смысл — борьба с зарплатами «в конвертах» и, соответственно, рост сбора подоходного налога. Он пополнит региональные бюджеты, федеральный возьмет «свое» за счет роста НДС.
Две стороны одного маневра
Как хотите, а маневр странный. Во-первых, раз налоговая нагрузка не меняется, то в силе остается оценка министра финансов: сегодня она чрезмерна для конкурентоспособности. Во-вторых, когда ему выгодно, Минфин становится в позу пуриста: акцизы — никакие не налоги и тому подобное буквоедство. А тут рост ставки НДС, одного из столпов федерального бюджета, уравновешивает сокращение платежей в Пенсионный и социальные фонды, которые — внимание! — по закону считаются внебюджетными.
Конечно, Антон Силуанов может быть недоволен тем, что сборы в социальные фонды в целях экономии и лучшего администрирования собирают налоговики. Но в то же время налоговый маневр раскрывает секрет Полишинеля — именно федеральный бюджет является якорной стоянкой всех «внебюджетных» социальных фондов.
Но тему «компенсации» можно продолжить, повернув ее по-другому. Ведь, в конце концов, важен не сбор налогов сам по себе и не их «взаимовыручка». Суть в том, на что идут бюджетные средства. То есть главная тема — не какой налог какой сбор компенсирует, а какие новые расходы «компенсируются» новыми налоговыми поступлениями.
Помощник президента Андрей Белоусов, как считается, поддерживает идеи повышения вложений в человеческий капитал (образование, здравоохранение, наука) и в инфраструктурные проекты. Это же суть новой экономической стратегии, по версии Алексея Кудрина и ЦСР. Но для расширения расходов на эти благородные цели нужны новые доходы. Откуда они возьмутся?
Ответ первый: от сокращения других расходов. Но здесь простор ограничен. В этом году военные расходы уже сокращены (а это крупнейший блок расходов наряду с социальными), и новое масштабное сокращение вряд ли последует.
Ответ второй: из новых источников. В ЦСР предлагают шире использовать приватизацию. В России, по расчетам ЦСР, доля госсектора в ВВП (включая доли в компаниях с госучастием, ГУПы и сектор госуправления) с 2006 по 2016 годы выросла с 39,6 до 46%. Стоимость компаний с госучастием в России в 2015 году составила $175 млрд. Вроде бы есть что приватизировать. Но санкции ограничивают участие западных капиталов в приватизации, а без них эффект может не оправдать ожиданий.
Есть и такой новый источник доходов, как выход экономики из тени. Но и он ограниченно годен. Снижение в рамках налогового маневра социальных платежей может вызвать рост поступлений подоходного налога, но рост ставки НДС может заставить уйти в тень ряд предприятий.
И наконец, налоговые поступления. Налоговый маневр обещает рост сборов подоходного налога и НДС. А это увеличение возможностей и федерального, и региональных бюджетов.
В январе 2018-го министр финансов Антон Силуанов заявил, что налоги
в этом году расти не будут.
Льготный период
Остаемся оптимистами. Есть основания считать, что начало поворота в пользу растущих расходов на развитие человеческого капитала и крупные инфраструктурные проекты реально. Каналы поступления бюджетных доходов для этого названы. Если таково ядро будущей экономической стратегии, то с точки зрения налогов главное ближайшее нововведение — маневр со снижением социальных взносов и ростом НДС.
А что на периферии? Обратимся к тем налоговым нововведениям, которые касаются обычных граждан. Нам постоянно говорят, что в Налоговом кодексе слишком много льгот, но пока появляются новые — такова уж специфика предвыборного периода. Например, в декабре 2017 года Владимир Путин на большой пресс-конференции пообещал освободить от уплаты земельного налога на дачные участки всех пенсионеров по старости. Это уже закон — пп. 8 п. 5 ст. 391 Налогового кодекса РФ. Более того, новая льгота применяется с обратной силой — с 2017 года. Пенсионер, владелец земельного участка в 6 соток, полностью освобождается от уплаты налога. Если же участок больше, то из его размера вычитают 6 соток, а на оставшееся начисляют налог. То же самое и в случае, если земельных участков несколько.
На той же пресс-конференции было обещано списание налоговых долгов граждан. Обещание уже выполнено в ст. 12 ФЗ от 28.12.2017 г. №436-ФЗ «О внесении изменений в части 1 и 2 Налогового кодекса РФ…». По подсчетам законодателей, эта налоговая амнистия (не путать с амнистией на возвращающиеся в Россию капиталы) коснется 42 млн россиян. Будет списана недоимка (слово, будящее ассоциации с крепостным правом) по состоянию на 1 января 2015-го вместе с начисленными пенями и штрафами. Все должно быть сделано автоматически.
Еще готовится законопроект, по которому при найме жилья можно будет получать налоговый вычет. Сумма, с которой его можно получить (13% от затраченного), определена в 2 млн руб. в год, но для получения налогового вычета договор найма должен быть заключен на срок свыше года и зарегистрирован в Росреестре.
Ну и, наконец, совсем недавно правительство одобрило освобождение от НДФЛ ежемесячных выплат в связи с рождением или усыновлением первого и второго ребенка.
Не то чтобы жить стало лучше и веселее — экономика расслабляться не дает, но президентским выборам (и, конечно, ценам на нефть) стоит сказать спасибо уже за то, что налоговый пресс пока отправлен на профилактику.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Анна Кокорева, замдиректора аналитического департамента «Альпари»:
«На текущий момент Государственная дума рассматривает законопроект о введении прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц. Речь идет о том, чтобы ставка в 13% действовала для граждан, которые получают менее 24 млн рублей в год. Для тех же, кто зарабатывает больше указанной суммы, ставка составит 18%. С большой долей вероятности данный законопроект будет одобрен и поддержан населением страны, так как фактически затрагивает только богатые слои населения. Рядового гражданина нововведения не коснутся, а вот тем, кто имеет существенные доходы, придется платить в казну больше. От этого выиграет бюджет РФ, так как налоговые поступления увеличатся. Других радикальных изменений в налоговом законодательстве после президентских выборов я не ожидаю».