Санкции России против США — что слону дробина

Государственная дума дала свой ответ на американские санкции, нанесшие в последние дни болезненный удар по российскому фондовому рынку и заметно подкосившие курс рубля.

На рассмотрение нижней палаты внесен соответствующий законопроект, о политической весомости которого свидетельствует хотя бы тот факт, что его авторами значатся лично спикер Госдумы Вячеслав Володин, а также руководители всех парламентских фракций. Против американской угрозы встали, что называется, всем миром и в едином порыве.


фото: Алексей Меринов

Другой вопрос — чем именно мы можем ущемить супостата. Законопроектом вводится запрет ввоза из США лекарственных препаратов, сельскохозяйственной продукции и продовольствия (включая алкоголь и табак), предусматривается прекращение сотрудничества с американскими компаниями в авиастроении, атомной и ракетно-двигательной отраслях. Плюс к тому американских инвесторов не допустят до приватизации государственного и муниципального имущества в России.

Насколько чувствительным окажется этот удар для Вашингтона? Ответ на этот вопрос лучше всего могут дать цифры. Весь объем российско-американского товарооборота за прошлый год оценивается примерно в $23 млрд. Если называть вещи своими именами — это просто капля в море. Для сравнения: с Китаем Штаты за год обмениваются товарами примерно на $600 млрд, с Канадой и Евросоюзом — по $500 млрд, с Мексикой — почти на $400 млрд.

Надо ли говорить, что даже если Москва полностью закроет границу перед американским импортом, Вашингтон этого просто не заметит.

Судите сами: на американский импорт в РФ приходится меньше половины общего товарооборота между нашими странами — где-то $9–10 млрд. Доля сельхозпродуктов составляет, в свою очередь, где-то 4–5% всего американского импорта, примерно столько же — фармакологическая продукция. То есть общая цена ущерба, который мы тщимся нанести Соединенным Штатам, запретив ввоз их лекарств и продуктов, измеряется от силы сотней-другой миллионов долларов в год. Возможно, какой-нибудь мелкий фермер разорится или свечной заводик окажется в убытке. Не более того…

На что же рассчитывают наши парламентарии, внося свой законопроект? Всерьез пошатнуть американский фондовый рынок? Заставить дрожать, как тростинка на ветру, доллар? Нанести урон экономике США в целом?

Американский ВВП составляет без малого $19 трлн, капитализация фондового рынка США оценивается в $23 млрд, 80% всех международных сделок в мире осуществляется в долларах. Сравните эти цифры с теми, которые описывают «силу» российского экономического контрудара. Для Америки наш «симметричный» ответ — что слону дробина.

Само по себе осознание этого факта весьма печально, но еще печальнее то, что удар рикошетом от этих мер по нашим потребителям окажется гораздо серьезнее, чем по обитателям Нью-Йорка и Вашингтона. Ведь не ради американских корпораций мы закупаем их лекарства, а ради наших российских больных. И даже заокеанский табак и виски мы ввозим не для проклятых янки, а для своих родных любителей выпить и покурить.

Но если даже авторам законопроекта наплевать с высокой колокольни на интересы рядовых потребителей, то и на уровне компаний ущерб рискует обернуться не в нашу пользу. Ведь почти половина американского импорта в Россию — это машины и высокотехнологическое оборудование. На него наши ответные санкции также распространяются — по крайней мере, в трех ключевых отраслях.

Между тем, нравится нам это или нет, но американцы — одни из мировых технологических лидеров и таковыми останутся, с нашими санкциями или без них. А вот Россия, отказываясь от поставок их техники, лишает в первую очередь свои же предприятия шанса на современное технологическое перевооружение и столь лелеемый нашими властями экономический рывок. Не говоря уж о том, что для этого рывка нам как воздух нужны иностранные инвестиции, а мы американских инвесторов гоним поганой метлой…

Вряд ли всего этого не понимают авторы законопроекта — люди многоопытные и политически искушенные. Однако же свой проект вносят, и нет сомнений, что в самые короткие сроки он обретет силу закона.

Зачем это делается? Думается, что на самом деле Америка тут совсем ни при чем. Прежде всего, это политическая демонстрация, направленная на наших сограждан, и имеет она отношение не к экономике вовсе, а к агитпропу.

Смотрите, дорогие соотечественники, какие мы крутые: они нас приложили, а мы в ответ — их. Ну а то, что сила ударов несоизмерима, об этом, надо полагать, никто распространяться не станет. На самом же деле обмен санкционными ударами между США и Россией напоминает известный сюжет басни про слона и моську, где, к сожалению, в роли слона — не мы.

Читайте материал: Санкции России против США: законопроект оказался «дублем»

Источник