Когда вы читаете сообщения о том, что в результате жутких американских санкций, обвала рынков или проседания рубля, российские участники списка Forbes лишились энного количества миллиардов, не спешите этому верить. Если и есть счастливчики, которым все эти геополитические обострения, угрозы войн, санкции, скачки курса, падения рейтингов и индексов — что божья роса, то это как раз они: российские миллиардеры.
фото: Алексей Меринов
И лучшее доказательство тому — свежий, уже 15-й по счету, список богатейших бизнесменов России, опубликованный «Форбсом». Он насчитывает 200 человек, причем состояния 106 из них превышают $1 млрд.
За два последних года количество долларовых миллиардеров в России выросло аж на 29 человек. А если взять суммарное состояние всех членов списка, то оно увеличилось на $25 млрд (или на 5,4%) — до $485 млрд.
Цифры, как говорится, внушают! Стоит напомнить, что вся российская экономика за минувший год с трудом поднялась на 1,5%. То есть росла темпами в три раза меньшими, чем благосостояние 200 счастливчиков. Ну и еще для сравнения — весь российский ВВП в текущих ценах и при нынешнем курсе не превышает $1,6 трлн. Иными словами, на долю богатеев «Форбса» приходится почти треть национальной экономики. А на всех остальных 140 миллионов — лишь две трети. Причем их доля все увеличивается.
И все эти миллиардерские достижения пришлись на те два года, что для всего остального российского населения прошли под знаком тяжелейшего преодоления кризиса, сопровождавшегося сплошным падением реальных доходов под крылатым девизом от Дмитрия Медведева «Денег нет, но вы держитесь». Ну а наши доморощенные миллиардеры в это время благополучно процветали, множа свои ряды и наращивая и без того внушительные капиталы.
Более того: тем, внутри этого очень узкого, но очень богатого сообщества, случались свои маленькие и большие радости, которые отразились в рейтинге. Ну, например, в отраслевом соревновании миллиардеров нынче победили «металлурги», которые уделали «нефтяников». Список возглавил владелец НЛМК Владимир Лисин (состояние- $19,1 млрд), который вернул себе первое место, утраченное в 2011 году. На второй строчке еще один «сталевар», глава «Северстали» Алексей Мордашов ($18,7 млрд). Прошлогодний лидер, совладеец «Сибура» и «Новатэка» Леонид Михельсон на сей раз только третий — $18 млрд.
Еще одна хорошая новость для российских богачей — все увереннее о себе заявляют дети тех, кто прокладывал себе дорогу в список «Форбса» еще в лихие 90-е. В свежем рейтинге, например, дебютирует новый владелец «Автотора» Сергей Щербаков, которому свой пакет акций подарил его отец Владимир Щербаков.
На этом фоне очень трогательно смотрятся бесконечные разговоры последних двух недель о том, что бедным российским предпринимателям, угодившим в санкционные списки американского Госдепа, российское государство обязано помогать.
Если кто не понял: государство — это мы, а точнее — наши налоги, из которых и будет оказано воспомоществование пострадавшим от американского супостата завсегдатаям списка «Форбса». Сейчас во властных коридорах активно обсуждаются способы, которым правительство будет помогать этим бедолагам.
Среди обсуждаемых мер — прямая помощь из Фонда национального благосостояния, льготные кредиты, целевые госзаказы, гособлигации с повышенной доходностью. Все ради них, наших дорогих: чтобы, не дай бог, не пошатнулось их высочайшее благосостояние, чтобы не потеряла матушка-Россия свое завидное представительство в рейтинге богачей.
Ну и наконец, главная «зимняя вишенка» на торте списка «Форбса»: дебют в нем получившего широкую известность на волне кемеровской трагедии владельца сгоревшего торгового комплекса Дениса Штенгелова. Бывший сибирский бизнесмен и нынешний житель Австралии делит 4-5 место в списке новичков со «скромным» состоянием в $600 млн. Его первый миллиард, видимо, не за горами. Даром, что о неисправности системы пожарной безопасности в «Зимней вишне», как сейчас выяснилось, стало известно аж два года назад, однако средства на ее ремонт собственник так и не выделил.
Присутствие в рейтинге Forbes Дениса Штенгелова придает списку своеобразную логическую законченность и жуткий символизм. Если остальные 199 строчек буквально вопиют о том, что процветание этой кучки избранных происходит, по сути, за наш с вами счет, то наличие владельца «Зимней вишни» как бы намекает, что скоро за их миллиарды мы можем платить уже не только своими деньгами, но и жизнями.