В рамках реализации мер по стабилизации ситуации на рынке убыточного ОСАГО Банк России намерен расширить вилку тарифного коридора — это первый этап реформы рынка. Средняя цена полиса ОСАГО вырастет с 5800 руб. до 7 тыс. руб.
Фото: Денис Абрамов / РИА Новости
К концу лета 2018 года Банк России намерен одномоментно расширить тарифный коридор базового тарифа по полису обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) на 20% как вверх по цене, так и вниз. Об этом журналистам рассказал заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин. Данную меру ЦБ планирует реализовать в рамках первого этапа общего комплекса мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке ОСАГО, который уже несколько лет подряд является убыточным (по данным ЦБ, по итогам 2017 года убыток страховщиков от ОСАГО составил 15 млрд руб.).
Сейчас стоимость полиса ОСАГО рассчитывается из базового тарифа с поправкой на учет таких коэффициентов, как регион, мощность двигателя, стаж и возраст водителя, а также коэффициент бонус-малус (определяет стоимость полиса в зависимости от того, насколько часто водитель попадает в аварии. — РБК). В итоге после нововведений ЦБ для наиболее массовой категории автомобилей — зарегистрированных на физлиц легковых машин — коридор базовой ставки станет 2746–4942 руб. вместо текущего значения 3432–4118 руб. «Сдвижка тарифного коридора на 20% вверх и вниз создаст достаточные конкурентные возможности для страховых компаний и повысит доступность полисов ОСАГО для страховых потребителей», — отметил Чистюхин.
Таким образом, по словам Чистюхина, средний обобщенный водитель заплатит за полис 7 тыс. руб., тогда как сейчас платит 5800 руб. По дешевому полису цена должна увеличится до 1700 руб. с 1500 руб.
Банк России без законодательных изменений сейчас может только влиять на тарифный коридор — чтобы изменять тарифы на полис, необходимо вносить изменения в закон об ОСАГО.
В рамках первого этапа либерализации тарифов ОСАГО кроме расширения тарифного коридора планируются еще две меры: корректировка коэффициента по стажу и возрасту и реформа коэффициента бонус-малус, уточнил Чистюхин. По первому коэффициенту предполагается увеличение количества страховых сегментов по возрасту и стажу водителя до 50 — сейчас их действует всего пять, рассказал он. «Увеличение общей стоимости премии не предполагается, но для каждой отдельной категории может быть либо понижение, либо повышение — в зависимости от рисковости позиций», — уточнил зампред ЦБ.
С учетом расширения тарифного коридора ЦБ планирует для наиболее рискованных водителей ограничить возможность повышения тарифа по коэффициенту возраст— стаж 5%, позднее он будет расти. По данным ЦБ, водители от 16 до 24 лет ездят более рискованно, причем накопленный стаж в этом случае «не играет значимой роли — возраст является превалирующим». С этой точки зрения коэффициенты по такого рода водителям «принципиально должны быть повышены», указал Владимир Чистюхин. Что касается водителей 25–35 лет — их коэффициент должен быть уменьшен приблизительно до 4–5%.
Что касается изменений в коэффициент бонус-малус, то он будет присваиваться каждому водителю на один год, а водителям, у которых из-за аварий накопилось несколько значений такого коэффициента, будет присваиваться при расчете стоимости наименьший из них.
Завершить реформу регулятор планирует к 2020 году — в ЦБ надеются, что к этому времени все ограничения по тарифам вообще будут сняты и у страховщиков будет свободный коридор.
Российский союз автостраховщиков поддерживает идею либерализации ОСАГО, говорит президент союза Игорь Юргенс. «Мы видим, что органы власти нацелены на вектор поэтапной либерализации ОСАГО. Когда мы говорим о том, что на первом этапе либерализации потребуется отмена нормативного установления ряда коэффициентов, то подразумеваем, что страховщики должны иметь возможность самостоятельно устанавливать дополнительные коэффициенты и определять их размеры», — отметил он.
Необходимы также изменения в антимонопольное законодательство, запрещающие монополисту устанавливать максимальные и минимальные цены на свой продукт, полагает Юргенс.