Редакция «РБК-Недвижимости» продолжает серию обзоров московских жилых районов. В этих публикациях объясняются преимущества и недостатки того или иного района для покупки квартиры
Вид на район Аэропорт
(Фото: Сергей Бобылев/ТАСС)
Аэропорт — один самых компактных московских районов. Расположенный на территории Северного административного округа (САО), он простирается от Третьего транспортного кольца (ТТК) до Балтийской улицы с юга на север и от Ленинградского проспекта до Тимирязевского парка с запада на восток. Несмотря на высокую плотность населения, район считается одним из самых комфортных для проживания.
«Причин тому несколько: во-первых, великолепная транспортная доступность, обеспеченная Ленинградским проспектом. Во-вторых, наличие четырех станций метро, которые обеспечивают район свободой передвижения практически без помощи наземного транспорта. В-третьих, обеспеченность другими объектами социальной инфраструктуры — одна из самых высоких в городе, например, дефицит мест в школах не больше 10%», — перечисляет руководитель департамента городской недвижимости компании «НДВ-Супермаркет недвижимости» Оксана Иванова.
«Жилье в этом районе весьма востребовано у покупателей, так как Аэропорт находится недалеко от центра, кроме того, он относится к Северному административному округу, пользующемуся у потребителей хорошей репутацией», — добавляет руководитель аналитического центра компании «Инком-Недвижимость» Дмитрий Таганов.
Инфраструктура
Аэропорт отличается удобной транспортной доступностью, по территории района проходят такие крупные автомагистрали, как ТТК и Ленинградский проспект. Кроме того, здесь действуют четыре станции метро — «Динамо», «Аэропорт», «Сокол» Замоскворецкой линии и «Петровский парк» Большой кольцевой линии.
Вход на станцию метро «Аэропорт»
(Фото: Николай Галкин/ТАСС)
На территории района Аэропорт находятся несколько школ, в том числе лицей № 1575, школы № 152, 1289, 601, частная «Новая гуманитарная школа», специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 2 для детей с нарушением зрения. Район считается «студенческим», поскольку здесь сосредоточены ведущих высшие учебные заведения России. Среди них Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), один из корпусов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), корпус Московского финансово-юридического университета (МФЮА). Кроме того, на границе района расположены Финансовый университет при Правительстве РФ и Московский авиационный институт (МАИ).
Главная достопримечательность и визитная карточка района — Петровский парк. На его территории находится Петровский путевой дворец, признанный объектом культурного наследия федерального значения. Сегодня здесь действуют спа-центр и ресторан, где проводятся мероприятия самых разных форматов — от пресс-конференций до свадеб. На северо-востоке Аэропорт граничит с Тимирязевским парком, который является одним из крупнейших зеленых массивов в САО. Однако других природных зон здесь нет, что негативно сказывается на экологической обстановке в районе.
Вид на Петровский путевой дворец
(Фото: Сергей Бобылев/ТАСС)
Одно из главных и самых ожидаемых событий не только района Аэропорт, но и всего Северного округа — завершение реконструкции центрального стадиона «Динамо» имени Льва Яшина в рамках проекта «ВТБ Арена парк». Проект включает обновление парка физкультуры и спорта «Динамо» площадью 8 га. На его территории будет находиться академия спорта «Динамо» с хоккейными площадками, залами для игровых видов спорта, спортивных единоборств, здесь же появятся теннисные корты, фитнес-центр, спортивные площадки.
Новостройки
По данным Savills, сегодня на территории района реализуются всего два новых жилых комплекса бизнес-класса — «ВТБ Арена Парк» (апартаменты) и «Дом на Усиевича» (квартиры). Минимальный бюджет покупки в них составляет, по оценке риелторов, 11,5 млн руб. Именно за столько можно приобрести апартаменты площадью 50,5 кв. м в одном из корпусов «ВТБ Арена Парк». Здесь же продается и самый дорогой вариант — 200-метровые апартаменты стоимостью 100 млн руб.
Вторичный рынок
Жилищный фонд в районе Аэропорт риелторы называют чрезвычайно разнообразным — здесь есть и конструктивистские дома, и сталинки, и панельные многоэтажки 1950–1970-х годов, и кирпичные жилые комплексы 2000-х годов («Аэробус», «Петровский парк», «Соколиное гнездо», «Помидор», «Петровский замок»). Средняя стоимость жилья в районе составляет около 200 тыс. руб. за 1 кв. м. При этом самая дешевая квартира здесь обойдется в 5,5–6 млн руб., но таких вариантов в продаже немного, и, как правило, они относятся к наименее ценному жилому фонду — панельным или блочным домам — и требуют ремонта. В базе Savills самая дешевая однокомнатная квартира в районе оценивается в 7,2 млн руб., двухкомнатная — в 11,2 млн руб., трехкомнатная — в 15 млн руб.
Новые жилые дома на улице Усиевича Ленинградского района. 1966 год
(Фото: Наум Грановский/Фотохроника ТАСС)
Самые дорогие объекты на вторичном рынке Аэропорта могут достигать в цене 200 млн руб., говорит Оксана Иванова. Речь идет о жилых комплексах бизнес-класса, введенных в эксплуатацию за последние несколько лет.
Перспективные проекты
Из-за дефицита свободных площадок для строительства новых масштабных проектов на территории района пока нет. По мнению опрошенных «РБК-Недвижимостью» риелторов, сегодня здесь возможна лишь точечная застройка. «Аэропорт отличается чрезвычайно плотной застройкой, поэтому найти площадки для возведения новых домов можно только на территориях промзон, расположенных в северной и северо-западной частях района», — полагает Дмитрий Таганов.
История района
Современный район Аэропорт возник на месте села Петровское-Зыково, которое дало название Петровскому дворцу и парку. Согласно книге Константина Аверьянова «История московских районов», первое упоминание этих мест относится к 1498 году — оно значилось среди деревень, находившихся во владении московского Высокопетровского монастыря. Границы этого имения с южной стороны проходили по Тверской (Санкт-Петербургской) дороге, с северной — по линии современных улиц Верхней Масловки и 8 Марта.
Стадион «Динамо». 1955 год
(Фото: Bruno Sobczak/DPA/TASS)
В конце XVII века на этой территории возникло село Петровское, которое служило для монастырских властей ближайшей пригородной резиденцией. В XVIII веке по проекту архитектора Матвея Казакова здесь был построен Петровский путевой дворец, который до сих пор является главным символом района. В годы Первой мировой войны в Петровском путевом дворце располагался госпиталь, а после революции памятник архитектуры был национализирован.
В 1830-х годах в Петровском разбили регулярный парк, где после реформы 1861 года начали строить дачи. Так, село стало излюбленным местом отдыха московской знати. В 1905 году Петровское-Зыково вошло в городскую черту.
В 1910 году на Ходынском поле был открыт первый московский аэродром — Центральный аэродром имени М. В. Фрунзе, давший название всему району. В 1922 году отсюда стали выполняться первые в истории России международные авиаперелеты, а год спустя — внуренние пассажирские рейсы. В 2003 году аэродром закрыли.
Массовая застройка района Аэропорт началась в конце 1920-х — начале 1930-х годов. В частности, в это время здесь появился Всехсвятский студенческий городок, от которого сегодня сохранилось несколько корпусов.
Тренировка участников военного парад на Красной площади в составе войск парадного расчета на Центральном аэродроме имени Фрунзе. 2002 год
(Фото: Валентин Кузьмин/ИТАР-ТАСС)
1928 году рядом с Петровским парком появился еще один знаковый объект, ставший визитной карточкой района, — стадион «Динамо». Один из знаковых памятников позднего конструктивизма был почти полностью снесен в 2012 году и сейчас находится на реконструкции.