Небольшие города обогнали Москву по распространению мобильного банкинга

Мобильными приложениями банков, по данным опроса, пользуется треть россиян. Больше всего приверженцев сервиса в небольших городах — они опережают Москву с Петербургом. Другие миллионники, наоборот, проигрывают столицам почти вдвое

Фото: Роман Пименов / Интерпресс / ТАСС

В России мобильным банком пользуется каждый третий (34%) россиянин старше 18 лет, свидетельствуют результаты опроса аналитического центра НАФИ (есть у РБК). Хотя эксперты центра проводят исследования о распространенности финансовых услуг на регулярной основе, вопрос об использовании мобильных банковских приложений попал в опросник впервые.

Согласно данным НАФИ доля пользователей мобильного банка мало зависит от возраста респондентов (исключение — категория «55 плюс»), но сильно меняется от их места жительства.

Опрос проводился в ноябре 2018 года. В нем приняли участие 1,6 тыс. человек старше 18 лет, проживающих в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Впереди столиц

Банковскими приложениями для смартфонов наиболее активно пользуются россияне в возрасте от 18 до 44 лет (41–45% опрошенных), 45–54-летние отстают не сильно (36%), а вот в старших возрастных категориях «55 плюс» распространенность мобильного банкинга падает более чем вдвое (17% респондентов).

Лидируют по распространению мобильного банка небольшие российские города с населением от 50 до 100 тыс. человек — тут этим сервисом пользуются почти половина взрослых жителей (49%). По популярности приложений они обогнали столичные Москву и Санкт-Петербург (42%). Ближе к среднему уровню — города с населением от 100 тыс. до 500 тыс. человек (37%), село (34%), а также небольшие (до 50 тыс.) городки и поселки (30%). Хуже всего дело обстоит с проникновением мобильного банкинга в городах-миллионниках (за исключением столиц) и в городах с населением от 500 тыс. человек — 24 и 21% пользователей соответственно.

Жители сел и небольших городов активнее используют мобильные приложения банков, нежели жители миллионников, поскольку для небольших населенных пунктов это способ решения проблемы финансовой доступности на фоне сокращения числа банковских отделений и банкоматов, объясняет руководитель направления финансовых исследований аналитического центра НАФИ Юрий Войнилов. Кроме того, зачастую таким банковским клиентам не требуется выполнение сложных банковских операций, а простые услуги они могут получить через смартфон.

Россия пока отстает от США, Австралии и стран Европы по уровню проникновения мобильного банкинга. Согласно исследованию банка ING для проверки баланса и последних транзакций его используют 76% американцев, 68% австралийцев и 65% европейцев, для оплаты счетов — 53% жителей США, 49% австралийцев и 40% европейцев.

Обогнали web

При этом число пользователей мобильных банковских приложений в России в последние годы превышает ​число клиентов, пользующихся банковскими веб-приложениями. По данным НАФИ, доля пользователей интернет-версий в два раза ниже (17%), чем приверженцев мобильного банка. Такую же тенденцию отмечают в Фонде общественного мнения. Согласно их опросу, проведенному в сентябре, мобильный банк используют 40%, а интернет-банк востребован только у 21% россиян.

«На растущую популярность мобильного банкинга влияет несколько факторов. Во-первых, как и в случае с интернет-банком, через мобильное приложение можно быстро выполнять несложные операции — проверку баланса, перевод с карты на карту, пополнение счета телефона», — отмечает Войнилов. Во-вторых, на тенденцию влияет дигитализация общества: увеличивается число смартфонов и растет цифровая грамотность. «Клиенты уже не воспринимают мобильное приложение как преимущество банка, а по умолчанию считают его наличие необходимостью», — полагает эксперт.

Опрошенные РБК банки отмечают, что чаще всего клиенты используют мобильное приложение для совершения переводов, оплаты мобильной связи и других услуг (ЖКХ, ТВ и интернет, налоги, штрафы ГИБДД).

Мобильным приложением «Сбербанк Онлайн» активно пользуется более 40 млн человек — 46% клиентов (плюс 13 п.п. к уровню год назад), веб-версией — 14 млн человек (15% клиентов), сообщили в банке, отметив, что активная аудитория мобильного канала превысила аудиторию веб-версии еще два года назад. Приложение «ВТБ Онлайн» используют 4,9 млн человек, за год их число выросло в 1,8 раза (с 2,7 млн человек), число пользователей интернет-банка ВТБ за тот же период увеличилось с 1,98 млн до почти 2,2 млн человек, сообщили в пресс-службе ВТБ. Число активных пользователей приложения Тинькофф Банка с начала года увеличилось на 60% и составляет 3 млн в месяц, сообщил вице-президент банка по развитию мобильных и интернет-сервисов Максим Евдокимов. По его словам, 75% клиентов для управления личными финансами предпочитают мобильное приложение и только 25% — интернет-платформу tinkoff.ru. В Альфа-банке не раскрыли число пользователей мобильного банка, отметив только, что их почти в три раза больше аудитории интернет-банка.

Источник