Госдума решила обязать банки сообщать клиентам причины блокировки их карт и мобильных кошельков. Сейчас банки почти всегда сообщают о факте блокировки, но не о причинах
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Депутаты Госдумы намерены законодательно обязать банки и небанковские кредитные организации уведомлять клиентов о блокировке банковских карт и электронных кошельков, а также о причинах такого решения. Поправки в закон «О национальной платежной системе» внесла группа парламентариев во главе с руководителем думского комитета по финансовому рынку Анатолием Аксаковым. Законопроект планируется принять в весеннюю сессию, сообщил РБК Аксаков.
«В последнее время участились жалобы физических лиц на блокировку денежных средств на личных счетах без уведомления, предъявления претензий и предоставления каких-либо оснований», — объясняется необходимость инициативы в пояснительной записке к законопроекту. РБК направил запрос в ЦБ.
В качестве примера депутаты приводят данные о заблокированных учетных записях в «QIWI Кошельке», оператором которого является КИВИ Банк. По данным ЦБ на 11 января 2018 года, доступ к использованию сервиса заблокирован более чем для 161 тыс. учетных записей, на балансе этих счетов находилось около 879 тыс. руб., $70,2 тыс. и €14,8 тыс. Это накопленные данные более чем за десять лет.
В «QIWI Кошельке» РБК пояснили, что блокировка является общей практикой для банков и платежных систем в ситуациях, когда есть подозрение на несанкционированный доступ. Антифрод система срабатывает автоматически, и в целях безопасности банк сразу уведомляет пользователя «QIWI Кошелька» о случившемся с помощью личного кабинета или СМС-сообщения, добавили там.
Банки могут заблокировать карты и учетные записи кошельков при подозрениях, что операции проводят в мошеннических целях и при поступлении жалоб от клиентов. Мобильные кошельки также могут быть заблокированы при наличии информации о том, что сервис используется в преступных целях либо пользователь причастен к экстремистской деятельности или терроризму.
Сейчас банки как правило уведомляют клиентов о блокировке карт, но без указания причины, пояснил председатель ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов. «Кредитные организации могут столкнуться с проблемой объяснения причины в одном сообщении, так как вряд ли оно может быть сформулировано достаточно информативно», — описывает возможное препятствие эксперт, добавляя, что иногда раскрытие причины может противоречить интересам борьбы с отмыванием доходов и финансированием терроризма.
Банки сообщают клиентам о блокировке, если это требование предусмотрено в договоре, объясняет предправления Национального платежного совета Алма Обаева. Причины блокировки, по ее словам, могут указываться в отдельно предусмотренных случаях.