Специальный представитель президента России Сергей Иванов объявил, что все российские сухие удобрения вскоре будут экспортироваться через Усть-Лугу, а не через Прибалтику. В выступлении Иванова важен акцент не только на переориентацию транзита в российские порты, но и на уход из портов Прибалтики. Единожды провозглашенный курс на отказ от стратегического сотрудничества в логистике с Литвой, Латвией и Эстонией пересмотрен не будет.
«»Еврохим» строит сейчас новый огромный терминал в российском порту Усть-Луга. Уже через короткое время все сухие удобрения, которые производятся компанией «Еврохим», а также «Уралкалия», «Акрона» и другими, впервые пойдут на экспорт через российский порт, а не через прибалтийские порты», — сообщил специальный представитель президента России Владимира Путина по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов, выступая на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ).
Это тот самый форум, на который в этом году напросился министр экономики и инфраструктуры Эстонии Таави Аас. Министр прямо очертил круг тем, которые интересуют на ПМЭФ эстонскую сторону. На первом месте — возвращение транзита!
Привлечение дополнительных транзитных грузов — вот ключевая тема, которую Таави Аас хотел обсудить в Петербурге с российским министром транспорта Евгением Дитрихом.
И обсудил.
Нельзя сказать, что итоги этой встречи были для Таллина совсем неудовлетворительными. Дитрих и Аас договорились о возобновлении работы российско-эстонской транспортной комиссии. Таллин ждет от этой комиссии возрождения былых транзитных объемов.
В Эстонии «достаточно свободных мощностей как на железной дороге, так и в портах для быстрой и качественной обработки грузов», — сказал министр экономики о состоянии эстонской транзитной отрасли и откровенно дал понять, что Таллин не прочь вновь увидеть эти мощности заполненными российскими грузами.
Однако спецпредставитель Путина на том же Петербургском экономическом форуме еще раз подтвердил, что принятое Россией решение об отказе от транзита через Прибалтику остается неизменным.
Сергей Иванов сказал не только о том, что экспорт сухих удобрений теперь пойдет через Усть-Лугу, но и о том, что он будет переведен туда из Прибалтики. То есть наряду с экономическим было подчеркнуто и политическое значение совершающегося процесса.
Проблема стран Балтии в том, что единожды начатую переориентацию транзита уже так просто не остановишь. Это долгосрочный процесс, который, будучи запущен, длится годами, причем самые большие инвестиции в инфраструктуру делаются на начальном этапе, и от этого еще труднее повернуть все вспять.
Если уж в России было принято решение строить собственную грузотранспортную инфраструктуру в Северо-Западном федеральном округе и переводить туда транзит из Прибалтики, то отказ от стратегического сотрудничества России с Литвой, Латвией и Эстонией окончателен, а дипломатические сигналы Вильнюса, Риги и Таллина о готовности «дружить» с россиянами в экономике заведомо бесполезны.
Построить глубоководный порт Усть-Луга — это не то же самое, что запретить въезд в РФ паре-тройке русофобов из Таллина или Риги. Последнее решение можно отменить, если двусторонние отношения потеплеют, а антироссийские деятели поймут, что были не правы, и сменят риторику (казус латвийского драматурга Херманиса, которому после пятилетнего запрета разрешили въезд в Россию — тому подтверждение).
А как отменить Усть-Лугу? Или Высоцк? Или новые железнодорожные пути? Остановить стройки в самом разгаре, потому что Прибалтика подает сигналы к нормализации отношений? Уволить людей и оставить разрытые котлованы, потому что министр иностранных дел Латвии заговорил о заинтересованности во взаимовыгодных отношениях с восточным соседом, а министр экономики Эстонии приехал на ПМЭФ?
На Прибалтику окончательно махнули рукой и признали бесперспективными надежды на то, что с этими странами когда-нибудь установятся нормальные добрососедские отношения, раз уж Усть-Луга и прочая инфраструктура реально строится.
Тем более в случае Усть-Луги речь давно не о котловане. Строительство портовой инфраструктуры находится в завершающей фазе, и переориентация транзита идет уже несколько лет.
В прошлом году российский экспортер минеральных удобрений «Акрон» перевел транзит своей продукции с прибалтийских на российские порты. Тогда же компания «Уралхим» объявила о планах перенести грузопоток своих удобрений из Рижского порта (где «Уралхим» построил для перевалки собственной продукции отдельный терминал) в Усть-Лугу, как только там будет достроен подходящий для транспортировки сухих удобрений терминал.
Строительство такого терминала в Усть-Луге началось 1 июня. По плану он должен быть введен в эксплуатацию в 2022 году. При этом руководство «Уралхима» рассматривает и другие российские направления для переориентации своих грузов. В частности, компания выразила интерес к строительству глубоководного порта в Калининградской области.
Вариант, что щедрой и богатой ресурсами России хватит загрузить свои транзитные мощности и еще оставить тоненький ручеек грузопотока Прибалтики, не предусмотрен: бизнес строго выполняет политическую установку 2016 года о том, что все российские грузы должны идти на экспорт через Россию, а не через Литву, Латвию или Эстонию.
«Мы рассчитываем на то, что, когда мощности будут запущены, они полностью закроют наши потребности по перевалке сухих грузов. В настоящее время мы поставляем через Прибалтику не более 2 млн тонн сухих удобрений в год», — говорил генеральный директор «Уралхима» Сергей Момцемлидзе.
Оставлять немножко транзита для Риги не планируется. Как не планируется возвращать нефтетранзит в Вентспилс или снова облагодетельствовать заказами Таллинский порт.
Последние потуги прибалтийских деятелей продемонстрировать заинтересованность в экономических отношениях с Россией и все это вернуть смешны, как попытки опоздавшего пассажира вцепиться в уходящий поезд и заставить его развернуться.
Поезд ушел — и страны Прибалтики на него опоздали.