Во многих странах эти объекты стрит-арта объявлены вне закона. Хулиганы наносят рисунки под покровом ночи, а на следующий день их старательно закрашивают городские службы. Однако часто скандальные и остроумные граффити становятся произведением искусства
Фото: patrick tomasso/unsplash
Граффити стали не только неотъемлемой частью современной уличной культуры — сегодня эти элементы используются в обустройстве городских пространств, оформлении фасадов жилых комплексов и дизайне интерьеров. Но, несмотря на практическое применение, искусство граффити остается одной из самых актуальных форм самовыражения для художников, отражением их социальной и политической позиции.
«РБК-Недвижимость» рассказывает о самых знаменитых уличных рисунках со всего мира.
Каллиграффити на крыше «Красного Октября». Покрас Лампас, Москва
В июле 2019 года в Екатеринбурге закатали в асфальт новую работу известного каллиграфа Покраса Лампаса, самый крупный арт-объект этого года. Однако «Супрематический крест» на площади Первой пятилетки с цитатой Казимира Малевича — не самая известная работа художника. Жители Петербурга наверняка помнят огромную каллиграфию Лампаса на льду Финского залива, а римляне — узоры площадью 1250 кв. м на крыше Квадратного Колизея.
В 2015 году работа Покраса Лампаса вошла в Книгу рекордов Гиннесса. Художник расписал крышу «Красного Октября» в Москве. Для мирового рекорда Покрасу потребовалось 730 л краски и два дня работы. Площадь каллиграффити — 1625 кв. м, а ее длина сопоставима с высотой 22-этажного дома. Своей работой художник хотел привлечь внимание к современному искусству, а также к тому, что человек все может сделать сам, стоит только захотеть. Первый манифест Лампас отразил размером граффити: это единственное художественное произведение в России, которое видно из космоса. Второй Покрас доказал на собственном примере: каллиграф не заканчивал художественной школы или курсов и всему научился сам, а его работы — полная импровизация.
«Весь мир». Кит Харинг, Пиза
Стиль Кита Харинга вырос из уличной культуры Нью-Йорка и сделал его одним из самых известных американских художников. Главными темами работ Харинга были любовь и единство, а его фирменным символом стал «Радиоактивный младенец» (The Radiant Baby).
Фото: flickr.com
Однажды друг пригласил Кита в итальянскую Пизу. Художник решил нарисовать фреску на северной стороне церкви Святого Антония, которая была захоронена во время бомбардировок Второй мировой войны. «Туттомондо» (Tuttomondo) по-итальянски означает «весь мир». Фреска олицетворяет будущее, в котором главными идеалами становятся единство и мир. На рисунке изображены 30 динамичных фигур; они соединены и переплетены, символизируя мир и гармонию. Картина признана одной из самых больших фресок, когда-либо сделанных в Европе, ее площадь — 180 кв. м (высота 10 м и ширина 18 м). «Туттомондо» — последняя публичная работа, сделанная Китом Харингом в 1989 году, спустя год художник умер.
«Братский поцелуй». Дмитрий Врубель, Берлин
Берлинская стена была построена в 1961 году для разделения Западного и Восточного Берлина во время холодной войны. В 1980-х годах она стала популярным местом для самовыражения художников граффити. Эта фреска Дмитрия Врубеля, также известная как «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви», стала самой известной среди граффити на Берлинской стене. На рисунке изображен поцелуй коммунистических лидеров Леонида Брежнева (Советский Союз) и Эриха Хонеккера (Восточная Германия). На создание фрески художника вдохновила фотография, которая запечатлела этот момент в 1979 году во время празднования 30-летия основания Германской Демократической Республики. Эта работа Врубеля стала символом борьбы за воссоединение Германии и против СССР. Кроме «Братского поцелуя» на Берлинской стене художник нарисовал граффити Danke, Andrej Sacharow! («Спасибо, Андрей Сахаров!»).
Фото: wikimedia.org
«Братский поцелуй», одно из самых известных произведений граффити в мире, вдохновило художников Вильнюса на создание граффито Make Everything Great Again («Сделай снова все великим»). В 2016 году в городе появилось изображение президента России Владимира Путина и президента США Дональда Трампа в аналогичной позе.
«Этносы». Эдуардо Кобра, Рио-де-Жанейро
Бразильский стрит-арт-художник Эдуардо Кобра вошел в Книгу рекордов Гиннесса как автор самой большой уличной росписи, нарисованной одним человеком. Картина расположена в центре Рио-де-Жанейро. Фреска площадью 3 тыс. кв. м (15,5 м в высоту и 190 м в длину) называется «этинас» («этносы», или этническая принадлежность), она символизирует пять олимпийских колец и континентов мира, а также их древние племена. Работа была заказана во время Олимпийских игр 2016 года в Рио, чтобы подчеркнуть силу единства народов. На создание огромного рисунка уличный художник потратил два месяца, 400 л и более 3,5 тыс. баллончиков краски. Портовая улица, украшенная граффити Кобры, выходит на Олимпийский бульвар — главную улицу болельщиков в Рио.
Фото: wikimedia.org
«Этносы» стали частью проекта художника «Видение мира», в который также вошли изображения Мартина Лютера Кинга, матери Терезы и других общественных деятелей, выполненные в единой технике экспрессивной живописи. Работы Кобры есть и в Москве: к 88-летию Майи Плисецкой художник изобразил балерину в образе Одетты из балета «Лебединое озеро» на здании по адресу Большая Дмитровка, 16.
«Девочка с воздушным шаром». Бэнкси, Лондон
Английский граффитчик Бэнкси стал одним из самых скандальных уличных художников. Его работы считаются произведениями искусства, а их уничтожение — вандализмом, несмотря на то что для многих сам факт нанесения граффити — вандализм. Граффито «Девочка с воздушным шаром» (Girl with Balloon) появилось в 2002 году в Лондоне. Бэнкси нарисовал две версии в разных частях города. На одной из них художник оставил надпись Thereʼs always hope («Надежда есть всегда»). В 2014 году картину вырезали из стены и выставили на продажу за £500 тыс. В том же году граффито стало символом поддержки беженцев из Сирии: специально для этой кампании Бэнкси нарисовал еще одну версию граффито, где девочка закутана в платок. Огромные проекции рисунка в день годовщины сирийского конфликта появились на Эйфелевой башне в Париже и на колонне Нельсона в Лондоне.
Фото: wikimedia.org
Согласно данным опроса Samsung в 2017 году, изображение девочки с воздушным шаром британцы назвали любимым произведением искусства. А в октябре 2018 года авторскую версию работы, выполненную акриловыми и аэрозольными красками на холсте, выставили на аукцион Sotheby’s. Сразу после покупки картины за $1,4 млн ее разрезал встроенный в раму шредер. Спустя несколько дней автор потребовал переименовать работу и назвать ее Love Is in the Bin («Любовь в мусорной корзине»).