Власти предложили ограничить продажу алкоголя в заведениях, расположенных в жилых домах. Как это повлияет на бизнес владельцев кафе и ресторанов?
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Госдума в первом чтении приняла законопроект, который ограничивает продажу алкоголя в заведениях, расположенных в многоквартирных домах. Согласно проекту закона, заведения, расположенные в жилых домах или на прилегающей к ним территории, могут продавать алкоголь, если площадь торгового зала составляет не менее 20 кв. м. Руководствуясь документом, власти регионов смогут устанавливать дополнительные условия для розничной продажи алкоголя в таких кафе и ресторанах — например, запретить продажу алкоголя, если этого потребуют собственники квартир.
Проект закона разработали на основании многочисленных жалоб жильцов на так называемые «наливайки». О том, как это повлияет на бизнес собственников заведений общественного питания и продажи нежилых помещений на первых этажах новостроек, рассказали эксперты.
Жильцы против
Законопроект направлен в большей степени на урегулирование разногласий между жильцами и арендаторами коммерческих помещений, поскольку зачастую посетители таких заведений доставляют неудобства проживающим (повышается уровень шума, мусора и т. д.), считает директор направления стрит-ретейла компании Knight Frank Виктория Камлюк. С подобными проблемами сталкивались и другие операторы (продуктовые магазины, товары для дома, общепит), отмечает она: жильцам мешает шум от разгрузки товаров в магазинах в утренние часы, запахи от приготовления еды и прочее.
Еще в 2016 году жители элитных домов на Патриарших прудах жаловались за шумные компании, которые собираются в многочисленных кафе и ресторанах в этом районе. В результате владельцы кафе и ресторанов рядом с Патриаршими прудами согласились сократить работу своих заведений до 23:00.
Что бизнес думает о запрете
Против ограничений на продажу алкоголя в заведениях, расположенных в многоквартирных домах, выступили представили Ассоциации малоформатной торговли (объединяет владельцев розничных магазинов и небольших кафе). В российских городах попросту нет отдельно стоящих помещений, в которых могли бы располагаться объекты цивилизованного бизнеса, считают в Ассоциации. Однако существуют лжекафе — магазины, которые мимикрируют под точки общепита ради возможности продавать алкоголь в ночное время, и с ними предлагается бороться при помощи изменений устаревших санитарных правил.
Кафе в жилых домах
Если говорить о центре Москвы, то внутри Садового кольца, по данным Knight Frank, расположено более 3 тыс. торговых точек. Только 5% (156 помещений) занимают площадь до 20 кв. м, из них всего четыре осуществляют продажу алкоголя (бары). Сегодня средняя площадь помещения общественного питания на указанной территории — 216 кв. м. Поэтому, по мнению экспертов, ограничение в 20 кв. м не сильно отразится на бизнесе.
Практически в каждом жилом комплексе есть точки, где продают разливное пиво, и такие форматы процветают, говорит руководитель департамента брокериджа коммерческой недвижимости компании RRG Светлана Ярова. Данная ситуация несколько драматизируется, считает она. По ее мнению, если не будет таких пивнушек, кто-то эту нишу займет, например какие-нибудь ломбарды, маленькие ювелирные магазины, мини-пекарни или еще что-то из «мини».
Заведения в жилых домах
Брендовые питейные заведения, по данным RRG, арендуют в столице не менее 50–100 кв. м, кофейни — 80–110 кв. м, полноформатные кафе — 200–400 кв. м, большие форматы ресторанов — от 800 кв. м. Магазины разливного пива с зоной посадки для клиентов обычно запрашивают площади от 50 кв. м, арендаторов с предложением «навынос» брокеры компании не встречали давно.
В современных жилых комплексах, по оценке ГК «Пионер», самые маленькие помещения (до 50 кв. м), как правило, арендуют под «кофе с собой», фермерские продукты, салоны сотовой связи, студии красоты, туристические центры, а формат «наливаек» непопулярен. Скорее, это характерно для старого жилого фонда и спальных районов, считает руководитель отдела продаж коммерческой недвижимости девелоперской группы «Пионер» Евгения Борзова.
«Уйдут «наливайки», через какое-то время рынок придумает еще что-нибудь взамен, потому что стрит-ретейл развивается волнами. Каждые три года происходит обновление рынка на злобу дня», — прогнозирует Ярова. Но если это глобально затронет большое число полноформатных кафе и ресторанов, то станет проблемой для такого бизнеса, убеждены опрошенные редакцией эксперты.
Совсем запрещать торговлю алкоголем в жилых домах нельзя. Нужны хорошие винные магазины, а также различные гастропабы, кафе и рестораны, которые работают в жилых домах до 23 часов и являются востребованным элементом инфраструктуры среди жителей в том числе, считает Борзова. По ее мнению, стоит ограничить выдачу лицензии на продажу алкоголя, установив порог минимальной площади заведения, например 70 кв. м, и владельцам «наливаек» станет финансово невыгодно арендовать такие большие помещения.