Метро — это далеко не всегда тускло, многолюдно и однообразно. Редакция «РБК-Недвижимости» выбрала самые эффектные станции подземки, которые превращают ежедневные поездки на общественном транспорте в интересное и увлекательное путешествие
Фото: Adrian Trinkaus/Unsplash
За последние годы по всему миру появилось немало красивых и необычных станций, в которых каждая деталь продумана до мелочей. Сюда спускаются не только для того, чтобы добраться до нужного места. Архитекторы и художники превращают скучные платформы и вестибюли в настоящие подземные музеи, где можно не только полюбоваться замысловатыми скульптурами, витражами, картинами и мозаиками, но и прикоснуться к высоким технологиям.
Вот лишь некоторые примеры.
Seolleung, Сеул, Южная Корея
В южнокорейском метро есть лифты для инвалидов, туалеты, тактильная плитка, стеклянные перекрытия между платформой и рельсами для безопасности людей. Но самое интересное ожидает пассажиров на станции Seolleung. Там работает виртуальный магазин британского ретейлера Tesco. Стены здесь выглядят точно так же, как типичные продуктовые полки. Только вместо настоящих овощей и фруктов — их фотографии в натуральную величину. Во время ожидания поезда можно заказать все необходимые продукты с доставкой на дом. Для этого достаточно отсканировать QR-код с помощью специального приложения Homeplus на смартфоне. Деньги автоматически спишутся с банковского счета, а продукты привезут по адресу, указанному в системе. Всего в ассортименте представлено около 500 товаров.
Toledo, Неаполь, Италия
Неапольскую арт-станцию Toledo, спроектированную архитектором Оскаром Тускетсом, построили для повышения туристической привлекательности города. Она считается одной из самых красивых станций метро в Европе. Одним ее интерьер напоминает далекие космические просторы, другим — морские глубины, третьим — снежные барханы. Стены Toledo покрыты мозаичной плиткой всех оттенков голубого цвета, а эскалаторы и коридоры украшены неоновыми инсталляциями и освещены мягким естественным светом, проникающим через стеклянный купол. Спуститься сюда стоит не только ради необычного интерьера, но и для того, чтобы освежиться. Toledo — одна из самых глубоких в мире станций метрополитена. Она опускается под землю на 50 м, поэтому даже в самую жаркую погоду здесь прохладно.
Фото: Jochen Eckel/Global Look Press
Bockenheimer Warte, Франкфурт-на-Майне, Германия
Несведущему человеку может потребоваться немало времени, чтобы найти вход в метро на центральной станции Bockenheimer Warte: он отличается от типичных наземных павильонов. Конструкция оформлена в виде старого трамвайного вагона, который «тонет» в бетонном тротуаре. Неудивительно, что Bockenheimer Warte — одна из самых популярных достопримечательностей старинного немецкого города. А вот внутри станция выглядит по-другому — как современный космический корабль. Здесь много металлических деталей, зеркал и света. При этом ее интерьер практически лишен цвета. Необычную станцию по проекту Збигнева Петра Пинински строили долгие 15 лет. Считается, что на ее создание архитектора вдохновили работы бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта.
Фото: Thielmann, G./Arco Images GmbH/Global Look Press
T-Centralen, Стокгольм, Швеция
По количеству красивейших станций стокгольмское метро бьет все рекорды. Его иногда даже называют самой длинной «художественной галереей». Здесь много картин, мозаик, скульптур, настенных барельефов, гротов и дизайнерских инсталляций. Так как многие станции вырублены прямо в скалах и не отделаны облицовочными панелями, они напоминают большие сказочные пещеры. Одна из самых эффектных — T-Centralen. Она расположена в центре Стокгольма и считается самой загруженной в городе. А еще это единственная станция, где пересекаются все три линии стокгольмского метро. На платформах T-Centralen сохранены каменные своды, неровности и насыпи практически в естественном виде. А главное — они украшены нежной бело-синей росписью, напоминающей гжель. По словам местных гидов, она оказывает успокаивающее воздействие.
Фото: Bastien Herve/Unsplash
Formosa Boulevard, Гаосюн, Тайвань
Из-за высокой сейсмической активности только в двух городах на Тайване есть метро. Это Тайбэй и Гаосюн. Главная особенность самой оживленной гаосюнской станции — обилие красок и света. Итальянский художник Нарцисс Квальята создал удивительную мозаику из тысяч стеклянных панелей, превратив Formosa Boulevard в гигантский светящийся калейдоскоп. Вместо потолка здесь 30-метровый витраж «Купол света», который считается самой большой в мире художественной инсталляцией, выполненной из отдельных кусочков стекла. В его рисунке Нарцисс Квальята отобразил четыре стихии: воду, землю, свет и огонь. На создание витража потребовалось почти четыре года, а его установку курировал лично автор. Теперь станция-калейдоскоп Formosa Boulevard — одно из самых красочных и узнаваемых мест города.
Фото: wikimedia.org
Westminster, Лондон, Великобритания
Лондонская станция метро Westminster расположена в одноименном районе неподалеку от Букингемского дворца. Ее вестибюли и платформы пронизаны массивными чугунными трубами, балками и колоннами из бетона. Необычный дизайн дополнен уложенными друг на друга рядами эскалаторов из нержавеющей стали и прозрачными раздвижными дверьми. Благодаря такому дизайну эта станция наверняка понравится поклонникам стиля хай-тек. Кстати, в 2007 году ее использовали как одну из площадок для съемок фильма «Гарри Поттер и Орден Феникса». Несмотря на модное оформление, по техническим характеристикам Westminster считается одной из худших станций британской столицы. Все дело в постоянных поломках лифтов и эскалаторов, из-за которых пассажиры с ограниченными возможностями вынуждены терпеть неудобства.
Фото: Alberto Pezzali/Global Look Press
Nowy Świat-Uniwersytet, Варшава, Польша
Другая станция в футуристическом стиле находится в историческом центре польской столицы — рядом с Варшавским университетом. Ее запустили весной 2015 года. Как и навесы у входа, внутренняя отделка Nowy Świat-Uniwersytet выдержана в фиолетовом цвете. Его оттенки повсюду: в подвесных потолках, скамейках, стенах и ограничительных световых линиях. Центральный зал станции похож на космический корабль. Он украшен декоративными куполами с точечными светильниками, стильными графическими узорами и колоннами с подсвеченными капителями. Первоначально станцию хотели назвать коротко Nowy Świat, но руководство вуза предложило упомянуть столичный университет в названии метро. Сегодня Nowy Świat-Uniwersytet обслуживает основные туристические объекты города. А еще это самая глубокая станция Варшавы.
Фото: wikimedia.org