Инициативы по развитию города могут идти «сверху», от власти, а могут – «снизу», от жителей. Соответственно, город может развиваться «сверху-вниз» (top-down), или «снизу-вверх» (bottom-up).
Конечно, в реальной жизни эти подходы смешиваются, и поле для деятельности городских сообществ ограничено: например, очень сложно с помощью низовых инициатив создать систему общественного транспорта или построить нормальный многоквартирный дом. Но городские проблемы должны решаться активностью «снизу». И первой из этих проблем является создание комфортных открытых пространств для общения, отдыха и досуга. Для этого в 1975 году в США и был создан Project for Public Spaces (Проект для создания общественных пространств).
Главной идеей организации является самостоятельное создание (или конструирование) комфортных мест для удовлетворения потребностей местного населения. На английском более лаконичный термин для этого — Placemaking (то есть место-творения). Авторы подхода утверждают, что их модели организации общества основываются на идеях известных американских урбанистов Джейн Джейкобс и Уильяма Уайта. Центральным здесь является тезис, что города должны строиться и развиваться для людей, а не состоять только из машин и оборудования для детской комнаты в торговом центре. Если же местные власти и крупный бизнес не видят смысла в такой модели развития городской среды, удобной и понятной человеку, то его жителям не остается ничего, кроме как объединяться в крепкие общины и сообщества и самостоятельно делать городское пространство более комфортным.
Организация Project for Public Spaces (PPS) взяла на себя задачу обучать представителей объединений жителей создавать новые удобные места для себя. За время существования команда PPS работала с более чем 3000 общин во всех 50 штатах США и еще 43 странах мира, поэтому имеет большой опыт интеграции жителей в решение проблем собственных городов.
Стратегия развития пространств здесь основана на наблюдении за жизнью в нем, выслушивании местных жителей и формировании правильных вопросах, которые нужно задавать себе и тем, кто живет рядом. Это нужно, чтобы понять, как люди в этом районе пользуются данным пространством, какие у них потребности и занятия. Если правильно все проанализировать и «снять» противоречия внутри общества, можно прийти к общему видению пространства, превратить это видение на стратегию преобразования и внедрить ее в жизнь.
Начинать авторы Placemaking предлагают из легких, дешевых и быстрых преобразований (Lighter, Quicker, Cheaper). Такие «интервенции» не требуют много ресурсов, но заставляют пространство ожить и превратиться в место, где люди проводят свое свободное время, отдыхая. Когда вы начнете делать место удобным маленькими шагами, то обязательно найдете много союзников, как в обществе, так и среди бизнеса.
Чтобы помочь инициативным жителям городов, PPS создали 11 принципов создания хороших мест.
Община — это эксперт.
Никто лучше местных жителей не знает окрестности. Среди жителей всегда найдутся лидеры мнений, профессиональные или любительские историки местности, просто люди, которые ежедневно здесь ходят, ездят на велосипеде или автомобиле, гуляют с ребенком. Они могут подсказать важные детали. Кроме того, члены общины всегда стремятся быть услышанными, поэтому выслушивая их вы решите многие проблемы, которые могли возникнуть позже.
Создавайте место, а не дизайн.
Если ваша цель — создать комфортное пространство, то вам окажется мало дизайна. Чтобы «оживить» место, нужны физические вещи, которые сразу оценят члены общины. Вам нужно позаботиться о том, как в месте будет происходить пешеходный транзит и как это повлияет на бизнес вокруг (например, магазины или кафе). Ваша цель — создать пространство, которое будет соответствовать потребностям местного сообщества, и иметь приятный внешний вид, будет наполнен активностями и выгодами, которые в сумме будут давать больше, чем каждая из них в отдельности.
Ищите партнеров.
Партнеры критически необходимы в вашем деле. Вы можете приглашать их приобщаться к созданию видения пространства, или договариваться с ними уже на этапе реализации проекта. Они помогут вам сделать место лучшим и обеспечат его успех. Это могут быть коммерческие, государственные и негосударственные организации, школы, музеи, мастерские и т.п.
Вы много можете увидеть, просто наблюдая.
Если наблюдать за тем, как люди используют или не используют место, обходят его или наоборот стараются пройти через него, нравится оно им или нет, то уже можно анализировать и делать выводы, почему это пространство работает или не работает. С помощью этих наблюдений можно увидеть, которых активностей не хватает в пространстве, и как они могут быть интегрированы в это место. И даже когда вы уже построили новое место, продолжайте наблюдать за ним — вы узнаете о нем много нового.
Имейте видение.
Оно должно быть единственным в общине. Видение — это идея того, какие активности должны быть представлены в общественном пространстве, каким образом будет обеспечено комфортное пребывание в нем и привлекательный внешний вид, и самое важное — люди должны хотеть проводить там свое время. Те, кто живут и работают вокруг, должны гордиться этим местом.
Начните с простого.
Комплексность общественных пространств такова, что вы не можете сделать все правильно сразу. Лучшие места экспериментируют с кратковременными интервенциями и улучшениями, которые могут тестироваться и пересматриваться много раз. Такие элементы, как места для сидения, летние площадки кафе, уличное искусство и муралы, рисование пешеходных переходов, общественные огороды, являются примерами решений, которые могут быть внедрены в течение короткого периода времени.
Триангулируйте.
Триангуляция — это процесс, при котором внешний фактор объединяет людей и заставляет незнакомых между собой людей общаться, будто они знают друг друга. В публичном пространстве этот эффект достигается посредством связи между различными объектами. Например, если вы поставите рядом кафе на колесах, скамейку и помойку, это будет заставлять людей находиться один возле другого и, наконец, общаться между собой. То же самое произойдет, если детская библиотека находится рядом с площадкой для игр и киоском с уличной едой. Тогда и родители, и дети могут общаться между собой только потому, что так сконструировано пространство.
Люди всегда говорят «Это невозможно сделать».
Создание удобных мест всегда связано с преодолением трудностей, так как нет профессии «плейсмейкер» и этого никто не учит. Транспортные инженеры, архитекторы и городские планировщики имеют узкую специализацию и масштабные, стратегические задачи и они не «делают места». Это дело общины и активных граждан на локальном уровне. И это, безусловно, можно сделать, хотя и непросто.
Форма способствует выполнению функций.
Местная община, партнеры, собственные наблюдения, эксперименты и преодоления трудностей в конце сформируют единый концепт пространства. И хотя дизайн всегда важен, именно ваш опыт и все заинтересованные стороны подскажут вам, каким именно должно быть место.
Деньги — это не проблема.
Базовую инфраструктуру для вашего места всегда можно найти бесплатно или за минимальную плату. Работа будет также стоить дешевле, если к ней присоединятся местные жители. Также местный бизнес может помочь вам с обустройством в обмен на предоставление определенных услуг в новом общественном пространстве. В конце концов, все расходы будут разделены на несколько этапов и между многими заинтересованными сторонами, поэтому не будут ощущаться настолько сильно. К тому же, эффект от нового пространства будет значительно заметнее, чем затраты на его создание.
В этом деле нет финиша.
Место всегда будет нуждаться во внимании. Иногда вещи требуют замены, иногда меняется аудитория пространства, иногда меняются жители (например, район становится более престижным). Поэтому возможность постоянных изменений является одним из преимуществ качественного общественного пространства.