Квартиры экономкласса и загородные дома меньше всего интересуют покупателей из Китая. Рассказываем о том, какую недвижимость снимают и приобретают жители КНР в Москве
Фото: ИТАР-ТАСС/ Игорь Агеенко
В Россию с каждым годом приезжает все больше жителей Китая. По итогам первого полугодия 2018 года пассажиропоток между Шереметьево и КНР превысил 1 млн человек, что на 13% выше аналогичного периода прошлого года, рассказали в пресс-службе аэропорта.
Отражается ли этот показатель на рынке столичной недвижимости? По словам председателя совета директоров Kalinka Group Екатерины Румянцевой, китайцам интересны любые выгодные инвестиционные проекты для сохранения и приумножения капитала. Мы узнали о том, как клиенты из Поднебесной инвестируют свои средства в российскую недвижимость и где арендуют офисы и жилье.
Активность на рынке Москвы
Покупателей из Китая жилья в Москве сегодня не более 2% от общего объема спроса, рассказывает руководитель аналитического центра компании «Инком-Недвижимость» Дмитрий Таганов. По его наблюдениям, за последние два-три года число покупателей из Китая на столичном рынке недвижимости не изменилось. «Если сравнивать с периодом десятилетней давности, то их стало больше. Скажем, если десять лет назад за год проходило лишь несколько сделок с участием китайцев, то сейчас они переваливают за сотню», — добавляет он.
Россия стала шестой страной по объему китайских инвестиций в недвижимость
В Kalinka Group, которая занимается продажами элитного жилья, в общем числе запросов от иностранцев китайцы составляют не более 5%. В отличие от жителей европейских стран, граждане КНР в сделках с московской недвижимостью участвуют гораздо реже, говорит ведущий менеджер департамента вторичного жилья агентства недвижимости «Азбука жилья» Александр Лунин. «Реальные сделки чаще совершают не приезжие китайцы, а те, кто долгие годы живут и работают в столице. Или, например, женаты на россиянках. Зачастую для них это не первая покупка недвижимости в Москве. Если говорить о китайцах, которые приезжают сюда на работу и компании которых арендуют здесь офисы, пока все-таки для них покупки недвижимости скорее исключение, чем правило», — рассказывает управляющий партнер Savills в России Дмитрий Халин.
О низкой доле сделок по приобретению жилья частными покупателями из Китая говорят и в компании Knight Frank. Крупный китайский бизнес пока не присутствует в Москве в том объеме и временной перспективе, которых будет достаточно, чтобы его владельцы и топ-менеджеры проявили интерес к покупке жилья для собственного проживания. К тому же рынок жилой недвижимости столицы не демонстрирует существенного ценового роста и потому не особенно интересен китайцам с инвестиционной точки зрения, считает директор департамента элитной жилой недвижимости компании Knight Frank Людмила Потапова.
В то же время на рынке высокобюджетной аренды наблюдается рост, свидетельствуют данные Savills. «По нашим наблюдениям, обращений от граждан Китая в последнее время стало больше. Они поступают как от клиентов напрямую, так и от агентов, которые подбирают квартиры по запросу», — рассказывает директор департамента аренды Savills в России Елена Куликова.
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС
Что арендуют и покупают
К основным сегментам, которые интересуют китайцев в российской столице, в первую очередь относится аренда квартир и операции с коммерческими площадями, рассказывает Александр Лунин из «Азбуки жилья». «Если абстрагироваться от инвестиционных проектов, их интерес пока фокусируется в сегменте элитной недвижимости и на объектах, расположенных в непосредственной близости от их бизнес-проектов», — объясняет он.
Среди клиентов агентства недвижимости Savills есть арендаторы из Китая, которые проживают в апартаментах площадью 200–250 кв. м. Некоторые семьи снимают более демократичные квартиры — до 160 кв. м. «Иногда компания просит, чтобы в одной квартире проживали два-три сотрудника. Это приемлемое решение для клиентов из Китая, хорошо знакомых с системой коливингов. В таких случаях это квартиры с двумя-тремя отдельными спальнями и просторной кухней-гостиной. Нередко выбирают квартиры с одной спальней или студии», — комментирует Елена Куликова.
«Недавно мы заселяли китайского гражданина в квартиру, бюджет сделки — 130 тыс. руб. Китайский журналист с семьей искал жилье рядом со школой, где учится его дочь. Время от времени китайские компании выступают корпоративными арендаторами, снимая квартиры для своих сотрудников», — рассказывает Екатерина Румянцева из Kalinka Group.
При покупке жилья в Москве китайцы в основном отдают предпочтение новостройкам. Это более прозрачный и понятный для них сегмент, чем «вторичка». «Перед сделкой не нужно проверять юридическую чистоту квартиры и следить за тем, чтобы предыдущие собственники выписались из нее. К тому же на первичном рынке более простые условия оплаты — не нужно, как на «вторичке», прибегать к взаиморасчетам с использованием банковских ячеек», — рассказывает Дмитрий Таганов из «Инком-Недвижимости».
Китайцы стали крупнейшими после жителей СНГ покупателями жилья в Москве
При этом предложения экономкласса интересуют китайцев в меньшей степени. Как показывает практика, они выбирают квартиры в сегментах бизнес и премиум. У «Азбуки жилья» есть опыт продажи гражданам КНР статусной вторичной недвижимости в центре Москвы — квартирах в сталинских домах. «Бюджет покупки находился в диапазоне от 30 млн до 40 млн руб., — делится Александр Лунин. — Также представители КНР, учащиеся в столичных вузах, приобретали жилье в районе Шаболовки и у метро «Университет». В этом случае цены были более демократичными и не превышали 10 млн руб.»
Покупатели из Китая интересуются знаковыми локациями столицы с большим объемом предложения нового жилья бизнес-класса. Это, в частности, «Москва-Сити «и расположенный рядом район Хорошево-Мневники, сообщили в «Инком-Недвижимости». Дешевые объекты китайцев не интересуют, равно как и лоты наиболее дорогих ценовых сегментов, экспонируемые в историческом центре столицы, уточнили в Kalinka Group.
Граждане КНР чаще покупают квартиры на востоке, юге и юго-востоке Москвы и Подмосковья. Такую тенденцию отмечает председатель совета директоров компании «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова. «Это может быть связано с особенностями расположения крупных вещевых рынков, таких как «Садовод». Рассматривают покупатели из Китая чаще всего квартиры с отделкой и на высоких этажах. При этом каких-то специальных условий покупки иностранцам не предлагается — они пользуются базовыми скидками», — рассказывает она. Отдельные жилые комплексы и китайские анклавы, так называемые чайна-тауны, в Москве пока не появились. Потребность в жилой недвижимости в Москве у китайских граждан сегодня не столь велика, говорит Екатерина Румянцева из Kalinka Group.
Среди прочих покупателей-экспатов китайцы выделяются тем, что они не проявляют никакого интереса к загородной недвижимости, добавляет Дмитрий Таганов. «Другие иностранные потребители порой приобретают объекты на «загородке» — коттеджи и таунхаусы. Для представителей западных стран отдельный дом — один из главных показателей своего благосостояния. А состоятельных китайских покупателей можно назвать более урбанизированными. Они привыкли жить в больших городах, поэтому в основном тяготеют к квартирному формату», — рассказывает он.
Фото: Антон Новодережкин/ТАСС