10 марта состоялась пресс-конференция на тему: «Поправки в ОСАГО: ремонт или деньги», в которой приняли участие Анатолий Аксаков, председатель комитета Государственной думы по финансовому рынку; Владимир Чистюхин, заместитель председателя Банка России; Игорь Юргенс, президент Всероссийского союза страховщиков, президент Российского союза автостраховщиков.
Поправки, которые парламентарии рассмотрят во втором чтении уже 15 марта, несколько меняют схему взаимодействия страховщика, страхователя и сервисных центров.
Сначала было предусмотрено, что расстояние от станции технического обслуживания до места происшествия, либо до места жительства потерпевшего должно быть не более 200 км. Сейчас после тщательных дискуссий с автолюбителями, экспертным сообществом и Центральным Банком решено установить норму — 50 км. Предусмотрено, что потерпевший может выбирать станцию техобслуживания из перечня страховой компании, либо ту станцию, которую он сам сочтет хорошей, согласовав свой выбор со страховой компанией, с которой у него заключен договор.
«Ограничен срок, в течение которого должен быть проведен ремонт — 30 дней, — поделился Анатолий Аксаков. — Превышение срока, предусмотренного в законе, карается штрафом 0,5% от суммы возмещения за каждый день просрочки. И если страховщик не может обеспечить выполнение закона, не может обеспечить надлежащий ремонт, либо соблюдение сроков, если рядом, в пределах 50 км, не будет соответствующей СТО, либо после ДТП страховщику будет понятно, что он не сможет исполнить соответствующие нормы закона, то полагается денежное возмещение».
«В законопроекте прописан исчерпывающий список случаев, когда должно выплачиваться денежное возмещение, если от этого не отказывается сам потерпевший. Это гибель транспортного средства, смерть потерпевшего, либо вред здоровью средней и высокой тяжести потерпевшего, это превышение стоимости ремонта автомобиля над суммой возмещения. В этих случаях должно обязательно выплачиваться денежное возмещение, если сам потерпевший не захочет получить натуральное возмещение, — уточнил парламентарий. — Обязательно использование новых деталей при ремонте автомобилей».
Правда, в законопроекте специально предусмотрено, что по согласованию с потерпевшим, могут использоваться б/у детали, главное, чтобы они соответствовали качеству для проведения надлежащего ремонта. Это необходимо для старых авто, детали на которые уже не производятся.
«Мы прописываем в законопроекте новую норму: по действующему законодательству прямое возмещение убытков наступает только в том случае, если в ДТП оказалось два транспортных средства. По нашему предложению, даже если теперь будет участвовать в ДТП три или четыре транспортных средства, мы предложили, чтобы действовало прямое возмещение убытков. И потерпевшие смогут, если закон будет принят, подписан президентом, напрямую обращаться к своей страховой компании, и не будет той мороки, которая возникает у них при таких коллективных столкновениях, при осуществлении соответствующих разбирательств», — рассказал на пресс-конференции Анатолий Аксаков.
Закон будет распространяться только на новые договора ОСАГО, обратной силы он не имеет.
Зампред Центробанка Владимир Чистюхин полагает, что поправки помогут в борьбе с мошенничеством в сфере автострахования. «От очень легкого получения денег страховыми мошенниками, теми, кто злоупотребляет правом, переходим к модели ремонта, а это означает, что добиться каких-то дополнительных платежей станет намного более сложно. Это не значит, что закон является панацеей от всех бед, это лишь одна мера из комплекса мер, направленных на стабилизацию рынка ОСАГО, — заявил Владимир Чистюхин. — Не будем забывать, что есть еще предложения о создании страхового омбудсмена, который на первом этапе занимался бы вопросами моторного страхования. Есть задача повышения уровня взаимодействия с правоохранительными органами, которые бы боролись с лицами, которые злоупотребляют правами и осуществляют мошеннические действия. Возможно, в будущем мы будем думать о законодательстве о страховом мошенничестве по аналогии с тем, как это принято во многих других странах».
Представитель регулятора рынка считает законопроект «эволюционным». «Его эволюционность заключается в том, что если по каким-то причинам страховая компания не может обеспечить ремонт на тех условиях, которые максимально бы защитили потребителя, автовладельца, она должна будет продолжать платежи деньгами и никакого разрыва в цепочке никогда не произойдет, — пояснил заместитель председателя Банка России. — Можно осуществить нормальный ремонт — будет предоставлена СТО, нельзя этого сделать — как сегодня будешь продолжать платежи деньгами. Таким образом, закон у нас плавно переводит с одной системы на другую. И дает возможность страховым компаниям выбрать наиболее уязвимые точки, регионы и именно там развернуть сетки СТО, которые позволили бы осуществлять ремонт».
По сути, за ремонт вводится ответственность страховщика. Если станция выбрана автовладельцем из списка, предоставленного страховщиком, либо страховщик дал письменное согласие ремонтировать автомобиль на станции техобслуживания не из своего списка, то он несет ответственность за ремонт. «Это означает, что все жалобы, все претензии подаются страховщику и на страховщика, — заявил Владимир Чистюхин. — Если они подаются на страховую компанию, это означает, что самая ближайшая практика, которую мы видим, это обращение жалоб в службу по защите прав потребителей Центрального банка, и соответственно, мало того, что начинается административное производство, которое грозит серьезными штрафами. Второе, Центральный банк, возможно, будет применять ту меру, о которой я говорил — приостановление права на натуральное возмещение<…>. У нас сегодня 60 страховщиков, это совершенно регулируемый рынок, я имею в виду тех, кто имеет лицензию ОСАГО. Любая страховая компания заинтересована в том, чтобы те сервисы, которые она потребителю предлагала, они бы свой бизнес делали очень качественно. И я уверен, что как только потребители начнут обращаться с каким-то количеством обращений в страховую компанию с жалобой на качество ремонта, этот сервис через какое-то время будет выпадать из списка страховщика».
Президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс поделился статистикой, которая говорит об убыточности ОСАГО для страховщиков.
«Первый месяц 2017 года принес следующие результаты: 14 млрд рублей премий по ОСАГО собрано, 14 млрд 300 млн выплачено. Что это означает? Катастрофу актуарных расчетов всех компаний, потому что в 14 млрд должно входить 20 процентов на ведение дела, на зарплату людей, которые наняты, и так далее. И создание резервов, из которых будет выплачиваться, поскольку по ОСАГО он платит три года подряд. Тот факт, что в целом весь рынок выплатил больше, чем собрал, означает, что следующие периоды платить нечего. Пока это один месяц. Потом, может быть, будет несколько другая картина. Я хочу сказать, что в данный момент ОСАГО не сбалансировано по цене тарифа. Мы все это знаем», — констатировал Игорь Юргенс.
Но длить такую ситуацию, когда выплаты больше сборов, по словам президента РСА, ни один акционер и ни одна страховая компания не будет.
«Идеальная модель мира ОСАГО, как я себе ее вижу, это минимальная стоимость ОСАГО, большая франшиза, ни за какие мелкие потертости оно (ОСАГО) не отвечает, — поделился Игорь Юргенс. — И оно (ОСАГО) становится базовым КАСКО. Их конкуренция установит свою цену, скорее всего, ниже существующих. Эта реформа нужна, сейчас в политическом контексте она очень сложна, дождемся 2018 года, будем просить и законодателей, и регуляторов вернуться к этому вопросу».
Источник: Российская газета