Аналитическая компания BloggerBase совместно с агентством по работе с блогерами Woombat ежегодно исследуют рынок инфлюенсер-маркетинга в YouTube. По данным 2020 года, объем рынка вырос в 2 раза по сравнению с 2019 годом и составил 12,6 млрд руб. Примечательно, что в условиях пандемии общее количество публикуемого контента составило почти 5,9 млн видео, что больше в 3,5 раза, чем в 2019 году.
«12,6 млрд рублей – это лишь 70% годового объема рынка. Традиционно, в предновогодние праздники расходуется 30% всего бюджета. Таким образом, объем рынка составит 18 млрд рублей к концу декабря 2020 года», – комментирует Анастасия Вишнякова, маркетолог аналитической компании BloggerBase.
Рекламировать блогеры также стали чаще – в 4 раза! В 2020 году доля рекламного контента составит 6,7% от общего числа, а количество рекламных видео превысит 381 тыс. Хоть динамика изменения объема рекламного контента и положительная, но по сравнению с предыдущими годами спала скорость роста.
«В условиях пандемии рекламодатели активно перенаправили свои бюджеты в те каналы коммуникации, где выросла активность аудитории. Все больше брендов готовы выделять бюджеты на рекламу у блогеров, но самое главное, они готовы их постоянно увеличивать, что помогает рынку активно развиваться. Инфлюенсеры готовы интегрировать продукты брендов в свой контент и рассказывать о них своей аудитории», – рассказывает Дмитрий Калабин, генеральный директор агентства influencer-маркетинга Woombat.
Где бренды размещают свою рекламу. За первые 10 месяцев 2020 года больше всего рекламных видео в тематике «Люди и блоги» – 58,1 тыс., причем лидирует она уже третий год подряд и выросла в 5 раз по сравнению с 2019 годом. На втором месте расположилась тематика «Игры» с 31,8 тыс. видео, хотя раньше стабильно держалась на 6 месте, а количество видео составляло 6,2 тыс. Категория «Развлечения» выросла в 3 раза и переместилась с 4 на 3 строчку. А вот тематики «Хобби и стиль» и «Наука и технологии» сдали 2 и 3 позиции в коронавирусный год и оказались на 4 и 5 местах соответственно. При этом в обеих категориях количество рекламных видео с каждым годом растет в 2 раза. Даже в год закрытия границ путешествия по-прежнему рекламировались и даже больше – в 2 раза по сравнению с 2019 годом.
При этом рейтинг тематик по доле рекламного контента распределяется совсем иначе. Самая заполняемая рекламой тематика является «Наука и технологии» (23,8%). Это значит, что в каждом 4-ом видео присутствует реклама. Вторая наполненности – «Хобби и стиль» (12,8%), далее – «Путешествия и мероприятия» (11,4%).
Как рекламодатели сотрудничали с блогерами. Пик размещенных рекламных видео приходится на сентябрь 2020 года – 14,6%. По данным Росстат, в 3 квартале оживилась и экономика в целом. Несмотря на пандемию и заморозку бюджетов у многих компаний, рост рекламы все же наблюдался ежемесячно. Спад произошел в октябре 2020 года, когда ситуация в стране вновь стала нестабильной из-за второй волны коронавируса. При этом объем рекламных видео уже в августе 2020 года достиг показателей ноября 2019 года.
Как пользователи смотрят и реагируют на рекламный контент. Доля рекламных просмотров в 2020 году в среднем составила 14,9%, когда в 2019 – 9,2%, а в 2018 – 8,1%. Удачный месяц коронавирусного года для рекламных просмотров стал апрель, на который приходится пик в 17,5%.
Удивительно, но растет и вовлечение пользователей в рекламный контент. Например, в 2020 году процент вовлечения в контент русскоязычного YouTube составил 0,037%, а в рекламный – 0,048%. Относительно прошлых лет этот показатель тоже планомерно растет, в 2019 году он составил 0,035%, а в 2018г. – 0,024%.
«Аудитория готова воспринимать рекламу у блогеров, потому что растет качество рекламных интеграций. Многие каналы даже соревнуются за место самой интересной рекламы, что стимулирует многих контентмейкеров делать её наиболее привлекательной. Немалую роль играет и качество рекламодателей. У блогеров появился выбор, что рекламировать. Все больше крупных брендов появляется на площадке, которые уже заслужили доверие», – говорит Антон Петухов, основатель аналитической компании BloggerBase и сопредседатель комитета Influencer Marketing в Ассоциации IAB Russia.
ТОП рекламных видео по просмотрам. Самое популярное рекламное видео было опубликовано у Little Big с продакт-плейсментом Вильям Лоусонс, оно набрало более 51 млн просмотров. На втором и третьем месте шоу «Что было дальше» с рекламой воды «Байкал», Газпром, Самсунг. На 4 и 5 местах расположился Юрий Дудь с рекламой телевизора Philips и Эльдорадо. А вот на 6 месте музыкальный клип Давы и Сереги с рекламной интеграцией чая Curtis.
ТОП рекламодателей. Больше всего рекламных размещений у бренда Raid Shadow – 1 940 видео. На втором месте – E-katalog и 872 видео, на третьем – Tasty-drop с 634 видео, на 4 и 5 игры World Of Tanks и Vikings. У них 505 и 487 видео соответственно.
ТОП блогеров. Из самых растущих блогеров в этом году можно выделить двоих. Музыкант Павел Аксенов под ником Akstar всего за полгода набрал 1,4 млн подписчиков – с 300 тыс до 1,7 млн, а средние просмотры стали достигать 1,2 млн, хотя еще в мае они были около 150 тыс. Второй музыкант и по совместительству битмейкер Алишера Моргенштерна – Slava Marlow (Артем Готлиб). Еще в январе блогер имел 300 тыс. подписчиков, а к ноябрю 2020 года его канал вырос до 1,7 млн! Так же колоссально растут и средние просмотры – за последний год с 300 тыс. показатель достиг 1,9 млн.