Существуют несколько типов сильфонных компенсаторов. Некоторые состоят из одного сильфона, другие – из двух. Сильфонный компенсатор, в зависимости от своего назначения и того, как его собираются применять – это различные сочетания сильфонов, патрубков, кожухов. Сам сильфон представляет собой гофрированную оболочку с тонкими стенками. Материал, из которого делают сильфоны — антикоррозионная рулонная нержавеющая сталь типа 08Х18Н10Т (во внутренних элементах используется тип 08КП).
Кроме того, сильфонный компенсатор состоит из патрубки (материал, из которого она сделана – малоуглеродистая коррозионная сталь типа 12Х18Н10Т) и оборудован защитным кожухом (сделан из той же стали), который с помощью винтов закреплён на стойках. Другие материалы, которые могут использоваться в создании патрубка и кожуха — конструкционная сталь типа 12МХ, сталь20, сталь 09Г2С и др.
Сильфонный компенсатор имеет ряд преимуществ перед сальниковым. Во-первых, он значительно меньше, поэтому его можно монтировать на любом участке трубопровода, независимо от способа прокладки. Во-вторых, для него не требуется строить специальные камеры и обслуживать в течение эксплуатации. То есть такой компенсатор прослужит ровно столько, сколько и сам трубопровод.
Сильфонный компенсатор – это надёжная и эффективная защита трубопровода от различных нагрузок статического и динамического характера, которые могут возникнуть из-за деформаций, вибраций и гидроударов. Высококачественные нержавеющие стали позволяют сильфонному компенсатору переносить самые жёсткие условия, включая рабочие среды от «абсолютного нуля» до 1000 °C, давление в районе ста атмосфер и т.д. Словом, трубопровод благодаря этим сортам стали может работать в самых различных условиях.
Когда температура тепловой сети меняется, прямолинейный участок трубопровода несколько удлиняется за счёт того, что материалы трубопровода расширяются. Это следует учесть при проектировании тепловых сетей .Как следствие, трубы могут изгибаться или деформироваться. Противостоять этому – функция гофров сильфонов, специально устанавливаемых на таких участках.