Несколько десятков тысяч человек числятся сегодня обманутыми дольщиками. Единого механизма решения проблемы недостроев пока нет, но скоро он появится. Каким он будет, на «Деловом завтраке» в «Российской газете» рассказал министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Михаил Мень.
Закон о фонде долевого строительства сейчас рассматривается в Госдуме. А сейчас что-то делается для решения проблемы обманутых дольщиков?
Михаил Мень: Мы с 1 августа будем получать из регионов информацию о каждом проблемном объекте, о сроках достройки и работе местных властей. На базе этой информации сделаем вместе с Агентством ипотечного жилищного кредитования (АИЖК) информационную систему, которая будет аналогична нашей информационной системе «Светофор», которую мы используем при расселении аварийного жилья, где каждому дому соответствует зеленый, желтый, красный цвет, в зависимости от стадии строительства объекта. Мы сделаем такую же программу по проблемным объектам. Сегодня людям подобной открытой информации не хватает, на слушаниях они об этом много говорили.
Михаил Александрович, как сделать, чтобы такое явление, как обманутые дольщики, исчезло?
Михаил Мень: Было принято решение о создании государственного фонда, в который будут платить отчисления застройщики. Сейчас документ о создании фонда принят в первом чтении и готовится ко второму. В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств этот фонд будет закрывать те проблемы, которые возникают. Он будет работать по аналогии с Агентством по страхованию вкладов (АСВ), когда люди кладут свои средства в банк.
Сегодня у губернаторов есть все механизмы, чтобы решать проблемы дольщиков
На каком этапе создание этого фонда? Какие вопросы его создания остаются спорными?
Михаил Мень: Есть много моментов, мы сейчас их обсуждаем. В том числе и на прошедших парламентских слушаниях была дискуссия, можно ли с помощью этого фонда закрывать проблемы вчерашнего дня? То есть до создания фонда.
А вопрос тарифов полностью согласован?
Михаил Мень: У нас будет переходный период на один год с тарифом 1,2 процента от цены договора о долевом участии. После этого мы будем смотреть, как развивается ситуация, как работает фонд. В течение года его работы мы вместе с парламентариями, экспертами и АИЖК будем думать над дальнейшей конструкцией, какой будет формула расчета тарифа.
Есть разные мнения — делать тариф дифференцированным, есть мнение, что делать этого нельзя. Эту дискуссию мы как раз откладываем на год, чтобы посмотреть правоприменительную практику.
Когда закон о фонде может быть принят?
Михаил Мень: Мы рассчитываем, что наши коллеги в парламенте примут этот законопроект в эту сессию.
Насколько велика сейчас проблема обманутых дольщиков в стране?
Михаил Мень: Мы делим для себя проблему на две части. Первая часть — те люди, которые пострадали от действий компании СУ-155, которая обанкротилась. Это была одна из крупнейших компаний-застройщиков в стране. Речь идет о 30 тысячах семей, которые пострадали от банкротства застройщика. Мы сегодня запустили целый ряд программ в регионах. Работа идет довольно неплохо. Мы примерно раз в неделю выезжаем, вручаем ключи людям, которые пострадали от действий этого застройщика. В следующем году эта работа полностью завершится.
Вторая часть граждан — 45 тысяч человек — это люди, которые пострадали в результате банкротства иных застройщиков. Здесь ситуация достаточно сложная. Потому что универсального решения нет. Каждый случай индивидуален. В каждом случае необходимо разбираться отдельно, но перекладывать это только на плечи граждан нельзя.
Сегодня у губернаторов есть все механизмы, чтобы решать проблемы дольщиков. Мы внесли изменения в закон о банкротстве, так называемый седьмой параграф, который ставит дольщиков в приоритетное положение перед любым кредитором, когда банкротится компания. Подготовили и выпустили постановление правительства о механизме передачи объекта от обанкротившегося застройщика к новому застройщику. Есть механизм через Минстрой России решить вопрос о замене застройщика. Минстрой совместно с АИЖК также готов помогать регионам в части вовлечения новых земель, что также может помочь в решении проблем дольщиков, но здесь очень важна активность непосредственно региональных властей.
К нам в редакцию поступило много писем, и каждое второе посвящено проблемам валютной ипотеки. Скажите, сколько ждать программу, которая поможет решить проблемы этих заемщиков?
Михаил Мень: Мы не имеем права делить людей на категории в зависимости от валюты, в которой они брали ипотеку. Все граждане равны, об этом неоднократно заявляло и руководство страны. У нас была первая программа помощи заемщикам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на которую было выделено 4,5 миллиарда рублей, сейчас мы делаем новую.
Решение о продлении программы уже принято?
Михаил Мень: Да, пока принято решение, что она будет профинансирована в объеме 2 миллиарда рублей. Сейчас соответствующий распорядительный документ нами подготовлен и внесен в правительство Российской Федерации. Нужно где-то две недели на согласование документа с министерством финансов, другими ведомствами.
А какими будут критерии?
Михаил Мень: В первой программе были достаточно жесткие условия. Потом мы их смягчили. Мы проведем 2-3 совещания, чтобы эти критерии еще скорректировать, в том числе с учетом просьб граждан, взявших ипотеку в валюте. У нас, минфина и АИЖК разные мнения. Я думаю, до конца недели мы решим этот вопрос. Люди, которые брали ипотечные кредиты в валюте, тоже получат поддержку. Но если действительно они находятся в сложной жизненной ситуации.
Источник: Российская газета