Вашингтон давит на Брюссель, чтобы тот отказался от сотрудничества с Россией по проекту строительства газопровода «Северный поток — 2». Об этом заявил глава нашего правительства Дмитрий Медведев после переговоров с финским коллегой Юха Сипиля. Предъявляя нашей стране новые санкции и требуя от ЕС подключиться к ним, США пытаются выдавить Россию с европейского рынка газа и занять освободившееся место. Однако Брюсселю не выгодно ставить крест на «Северном потоке — 2». Участие в его финансировании принимают 5 крупных европейских компаний. В связи с этим ЕС даже пригрозил ответными мерами против США, если антироссийские санкции нанесут вред бизнесу Старого Света.
фото: pixabay.com
США хотят похоронить «Северный поток — 2» при помощи всякого рода юридических решений, инструментов, санкций, оказывая недвусмысленное воздействие на Европейский Союз. Такое категоричное мнение высказал Дмитрий Медведев по итогам переговоров с Юха Сипиля, на которых, в частности, обсуждалось будущее этого газопровода. «Это прагматизм самого высокого уровня», — отметил российский премьер, подчеркнув, что американская администрация и Конгресс, которые принимали подобные решения против нашей страны, пытаются продвинуть своих поставщиков и заместить Россию на европейском газовом рынке.
Напомним, что в июле этого года Конгресс США предъявил России новый пакет санкций. Вашингтон выставил порог в $5 млн зарубежных вложений в год в любой российский проект. Превысивший его инвестор будет «серьезно оштрафован», пригрозил Конгресс, не объяснив, правда, кто и как будет штрафовать нарушителей. Хотя новые американские ограничения распространяются на все российские проекты, очевидно, что, в первую очередь, они касаются конкретно «Северного потока — 2».
В результате введения этих санкций пострадает не только Россия, которая собирается за счет этого газопровода существенно увеличить поставки «голубого топлива» в Европу. Под удар американского Конгресса попали пять европейских компаний, финансирующих «Северный поток-2» — французская Engie, австрийская OMV, англо-голландская Royal Dutch Shell и немецкие Uniper и Wintershall. Они пообещали вложить в этот проект по $950 млн. В связи с этим, Германия и Франция назвали новые претензии США к России «вмешательством во внутренние дела ЕС», а глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что материальные потери ЕС при ухудшении торговых взаимоотношений между Евросоюзом и Россией могут увеличиться, а если санкции будут поддержаны, то и банковский сектор ЕС понесет значительный ущерб. Он предложил наложить вето на санкционное преследование интересов европейского бизнеса в России, отметив, что у ЕС есть варианты ответа на ограничения США своими контрмерами.
Впрочем, до конкретных антиамериканских решений Брюссель так и не дошел. Возможно, потому что рассчитывает заключить новое, отдельное соглашение с Россией относительно «Северного потока — 2». Дело в том, что на этот газопровод не распространяются все правила, действующие на внутреннем рынке ЕС. Например, третий энергопакет, предполагающий недискриминационный доступ третьим сторонам для прокачки «голубого топлива». ЕС намерен согласовать с Россией этот принцип, а также настоять на прозрачной установке тарифов на прокачку газа и разделении деятельности по продаже и транспортировке сырья.
Россия против такого подхода к делу. После встречи с финским премьером, Дмитрий Медведев заявил, что «это неприемлемо с точки зрения равенства отношения ко всем инвесторам, поскольку подобные проекты реализовывались вне всяких соглашений на основании двусторонних договоренностей». Впрочем, он отметил, что переговоры с Еврокомиссией продолжаются.
Как полагают эксперты, вполне возможно, что Евросоюз сможет добиться от России дополнительных условий по «Северному потоку — 2», однако совсем отказываться от участия в этом проекте Брюссель не станет. Американский газ, который Вашингтон активно предлагает европейцем, не заменит российского топлива. Международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s полагает, что из-за проблем со строительством новых газопроводов из России европейские потребители столкнутся с ростом цен на газ и даже с перебоями в его поставках. «Новые санкции, введенные США в отношении России, могут усилить неопределенность на газовом рынке Европы», — говорится в отчете S&P.
Оккупация европейского топливного рынка потребует от США создания внушительной по объемам и инвестициям инфраструктуры. В том числе, по приему и распределению топлива. Пока существующие в Европе СПГ-терминалы закрывают около трети потребностей ЕС в сырье. Большинство этих перевалочных пунктов в настоящее время простаивают, поскольку поставки газа из-за океана являются нерентабельными.
Лучшее в «МК» — в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram