Исследование РБК: как изменилась уличная торговля в Москве

25 сентября в «РБК» вышел материал «Исследование РБК: как изменилась уличная торговля в Москве при Собянине», посвященный итогам реформирования нестационарной торговли в столице. В материале использованы комментарии заместителя председателя Совета Московского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Сергея Селивёрства.

По его мнению, от реформы НТО проиграл не только бизнес, но и потребители услуг и товаров.

Ниже приводим развернутый вариант комментария представителя московской ОПОРЫ, предоставленный изданию.

Заместитель председателя Совета, исполнительный директор Московского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Сергей Селивёрстов:

— Реформирование нестационарной торговли в Москве привело к сокращению не только самих объектов, но и их специализаций. По разным оценкам, до реформы НТО в городе насчитывалось порядка 20 тысяч ларьков и палаток, сейчас их количество сократилось более, чем в два с лишним раза. При этом сузился и круг специализаций торговых объектов: теперь в палатках можно продавать мороженое, цветы, прессу и театральные билеты. Очевидно, что существующий ассортиментный перечень недостаточен ни для самого бизнеса, ни для потребителей, особенно в тех районах Москвы, где инфраструктура торговли в принципе слабо развита.

Очень многие торговые объекты, право аренды которых выставляется на аукцион, имеют изначально завышенную стартовую цену, поэтому они не пользуются большим спросом у предпринимателей. Как правило, их расположение с точки зрения бизнеса непривлекательно в плане проходимости, трафика —объекты расположены отнюдь не в самых ходовых местах. На это накладывается фактор сезонности, например, если говорить о мороженом. В результате объекты оказываются нерентабельными с точки зрения бизнеса.

Если говорить о первых торгах, которые прошли в прошлом году, ситуация несколько отличалась. К началу прошлого года количество НТО существенно сократилось, поэтому между предпринимателями за них конкуренция все-таки была, и выставленные на торги объекты были востребованы бизнесом, даже несмотря на то что стартовые цены на торгах были неоправданно высокими, и, как уже тогда можно было прогнозировать, находились за чертой рентабельности. Возвращаясь к тому же «мороженому»: павильоны этой специализации в прошлом году хуже всего выступили с окупаемостью. Мороженое товар сезонный, а специфика заключения договоров предусматривал предоплату. Если прибавить к этому торговый сбор, предприниматели оказались в крайне невыгодной ситуации: зимой бизнес фактически простаивал, работал только в летний сезон, в результате предприниматели потерпели убытки.

На ценообразование влияет, прежде всего, рыночная ситуация, хотя, безусловно, рост цен на продукцию в НТО опосредованно и отчасти связан с издержками предпринимателей и на аренду, и на уплату растущих налогов, и на другие расходы. Но корректнее все же говорить об общем экономическом фоне, для которого наряду с ростом цен характерно и падение доходов населения.

В целом, на наш взгляд, от реформы НТО проиграл не только бизнес, но и потребители услуг и товаров.

Малый бизнес, в первую очередь, видит негативные последствия реформы в сокращении ассортиментного перечня объектов. Во-вторых, вызывает вопросы схема дислокации павильонов, которая во многих случаях объективно не соответствует запросам жителей и гостей города. Иначе говоря, объекты расположены не вблизи от ТПУ, пешеходных зон и так далее, а в стороне. За счет этого сокращается клиентский поток у предпринимателей, а людям это неудобно с точки зрения того, что не всегда есть возможность купить товары первой необходимости, ту же воду и хлебобулочные изделия.

Ознакомиться с материалом «РБК» можно по ссылке.

Источник