Два экономических события произошли практически одновременно. Министр финансов Антон Силуанов, выступая перед депутатами Госдумы, спрогнозировал экономический рост по итогам 2017 года в 2,1%. В тот же день Росстат выдал свежую сводку, согласно которой реальные располагаемые доходы населения снизились в сентябре на 0,3% к сентябрю прошлого года, а с начала года падение доходов россиян составило 1,2%.
фото: Наталья Мущинкина
Что касается роста ВВП, то, хотя официальных данных по третьему кварталу еще нет, судя по всему экономическая динамика отвечает ожиданиям правительства. Во всяком случае, Минэкономразвития уверен, что в III квартале рост отечественной экономики превысил 2%. На фоне предыдущих двух лет экономического падения, это серьезный прорыв, которому можно было бы только порадоваться… Если бы не данные Росстата о продолжающемся падении реальных доходов населения. Собственно, доходы падали и в прошлом году (на 5,9%) — но тогда это соответствовало общему падению ВВП. Сейчас же экономика растет, а доходы людей продолжают падать — парадокс!
Реальные располагаемые денежные доходы на душу населения, напомним, — это номинальные доходы с поправкой на размер обязательных платежей и скорректированные уровень инфляции. Инфляция, по крайней мере, в последнее время, практически никак не влияет на их размер: вот уже пять недель подряд она держится в России на нулевом уровне. Мало того, в нашей стране растет как номинальная заработная плата (на 3,3%), так и реальная ( на 2% в годовом выражении).
То есть, зарплаты растут, инфляция их не уменьшает, а реальные доходы все равно стремятся вниз. За счет чего? Анна Бодрова, старший аналитик «Альпари», объясняет это тем, что в нашей стране очень высока степень закредитованности населения: примерно треть своих доходов среднестатистический россиянин вынужден отдавать банкам в счет погашения займов. Кроме того, 13-15 миллионов наших соотечественников заняты в «теневом» секторе и их доходы никак не отражаются в официальной статистике.
Если проанализировать помесячную динамику реальных доходов, то выяснится, что единственный за три последних года месяц, когда они росли был январь 2017-го: именно в этот месяц власти выплатили миллионам пенсионеров единовременную компенсацию в размере 5 тыс рублей. Следовательно, рост реальных доходов населения произойдет лишь тогда, когда государство изыщет средства на новые масштабные индексации зарплат бюджетникам или пенсий.
В этом году ничего подобного не ожидается, поскольку дефицит федерального бюджета превысит, по расчетам Минфина, 2 трлн рублей. Зато в 2018-м — году выборов президента — индексации уже предусмотрены проектом бюджета. Предвыборные «подарки» получат неработающие пенсионеры ( размер их пенсий индексируют на 3,7% с 1 января), а также бюджетники, не попавшие под действие знаменитых «майских» указов президента от 2012 года. Соответственно, ближе к выборам рост реальных доходов населения должен наконец начаться.
«Фактически люди в своих доходах начинают все больше зависеть от того, сколько им дает государство, и в меньшей степени от собственной деятельности. Это во многом объясняет тот факт, что у нас динамика доходов населения отстает от динамики экономического роста», — отмечает Николаев. По его словам, если рост ВВП не выливается в повышение уровня жизни населения, то «это ущербный рост, и такой он нам не нужен».
Еще более категоричен в своих оценках старший научный сотрудник Института экономической политики им Гайдара Сергей Жаворонков. «Российская экономика растет «виртуально» за счет реального обнищания нашего населения», — ставит свой диагноз эксперт.
Вечерняя рассылка лучшего в «МК»: подпишитесь на наш Telegram-канал