Сторонников введения минимальной стоимости табачных изделий становятся все больше. Эту инициативу готова поддержать Федеральная антимонопольная служба. Так чиновники намерены бороться с наплывом нелегальной продукции на табачном рынке. Минимальную цену пачки сигарет собираются установить в 62–65 рублей. Представители отрасли сомневаются в эффективности такой меры. Они считают, что реализация этой идеи выдавит с рынка производителей, работающих в низком ценовом сегменте.
фото: pixabay.com
По словам начальника контрольно-финансового управления ФАС Владимира Мишеловина, введение минимальной цены на пачку сигарет будет способствовать сокращению рынка нелегального продукта. «Если это так, конечно, мы будем это предложение поддерживать», — заявил он.
Само предложение о введении минимальной цены на табачные изделия исходит от ряда табачных производителей и Общественной палаты. Идея в том, чтобы законодательно обязать магазины отпускать сигареты по цене не ниже 62–65 рублей за пачку. Сейчас средняя розничная стоимость пачки составляет 93 рубля, а нелегальную продукцию из Казахстана и Белоруссии можно найти за 50 рублей. Доля такого контрафакта на отечественном рынке составляет примерно 5%. Если по примеру водки установить механизм единой минимальной цены на табачную продукцию, то оборот в России поступающих из сопредельных стран нелегальных сигарет окажется затруднительным, считают инициаторы предложения.
Это далеко не единственная новация, которая в ближайшее время подстерегает табачный рынок России. С 1 июля 2018 года могут вырасти ставки акцизов на сигареты на 10%. Это следует из разработанных правительством поправок к Налоговому кодексу. Ранее рост акцизов намечался на 1 января, но затем чиновники решили, что эту явно непопулярную меру лучше ввести после выборов, иначе электорат (а курильщиков в России насчитывается около 30% взрослого населения) может неправильно понять.
В свою очередь, Минздрав продолжает продвигать антитабачную концепцию. Помимо сокращения общественных мест, где можно насладиться «сизым дымом», там вводятся новые правила оформления дизайна пачки сигарет. Теперь не менее 50% ее площади должны занимать «страшные» изображения последствий курения. Картинка должна быть напечатала на обеих сторонах.
Читайте материал: Новые меры против курильщиков: кому и что запретят
Минфин со своей стороны предлагает маркировать табачную продукцию специальными электронными чипами — для того чтобы отслеживать путь сигарет от конвейера до потребителя. Первый эксперимент предполагается провести в начале 2018 года, с 2019-го власти собираются перейти на масштабное внедрение электронной маркировки.
Впрочем, не все правительственные ведомства одобряют такой широкий спектр новшеств в отношении табачного рынка. Так, в июле директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Ольга Цибизова раскритиковала предложение Минздрава о поэтапном росте акцизов на табачную продукцию до 2022 года. По ее мнению, это может привести к повышению цен на легальное курево и, как следствие, увеличению объемов контрафакта.
Не у всех находит понимание необходимость электронной маркировки. Стоимость одного чипа составляет 5 рублей. С учетом доставки, технологических и человеческих ресурсов его установка может вызвать рост цен на табачную продукцию на 10–15%. Если же брать в расчет рост акцизов, то конечная стоимость пачки сигарет может вырасти на четверть, и тогда цены в 250–300 рублей за самые заурядные сигареты не будет казаться экстраординарной. Как в таком случае чиновники собираются вводить минимальную стоимость?
«Минимальная цена — отнюдь не панацея от теневого рынка. Для борьбы с нелегальной торговлей необходимо устранять ее причины — дисбаланс цен и акцизов в странах ЕврАзЭС, опережающий рост табачных налогов в России. Надо также совершенствовать правоприменительную практику, усиливать меры ответственности за занятие нелегальной деятельностью в сфере оборота табачных изделий», — полагает директор по правовым вопросам и внешнекорпоративным связям «БАТ Россия» Яна Гуськова.
По мнению гендиректора ассоциации «Табакпром» Андрея Межонова, механизм минимальных цен не соответствует задачам, которые декларируются его инициаторами. Более того, он может стать инструментом конкурентной борьбы на табачном рынке. «Все определяется ценовой линейкой продукции. Одни компании находятся в более высоком ценовом сегменте, другие — в более низком. Впоследствии это может стать инструментом для сокращения представителей низкого ценового сегмента. Прежде всего это коснется отечественных производителей», — отмечает эксперт.
Вечерняя рассылка лучшего в «МК»: подпишитесь на наш Telegram-канал