Сергей Зеленов: миллиарды налогов теряет госбюждет, когда правоохранитель останавливает бизнес «посадками» в СИЗО

Комментарий председателя Комитета по налогам Московского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Сергея Зеленова для информационно-правового портала «Закония», посвященный проблеме увеличения уголовных дел в отношении предпринимателей:

– Тысячи предпринимателей находятся в СИЗО. Есть заявления Президента, рекомендации Верховного суда, бизнес-омбудсмен, новые законы, но мы видим, что количество возбужденных дел действительно очень большое. Господин Медведев, будучи президентом, отменял возможность возбуждения уголовного дела по ст. 199-й УК РФ «Уклонение от уплаты налогов» без участия налогового органа. То есть налоговый орган должен был все обстоятельства устанавливать, только после этого, после судов по сути, возбуждались уголовные дела.

Как только это отменилось, у нас появился снова еще один контролирующий орган в лице Департамента экономической безопасности Следственного комитета. Это некий сверхорган, который никому не подчиняется, по большому счету, кроме как напрямую Президенту. На сегодняшний момент, я думаю, полномочия Следственного комитета можно назвать исключительными. И поэтому система контроля сверху за тем, как проводятся расследования, не осуществляется. Прокуратура в данном случае была связана по рукам и ногам. Теперь все, что она может делать, это рекомендовать устранить нарушения.

По сути это попытка выбить из предпринимателей дополнительный доход в бюджет. И именно уголовное дело на сегодняшний момент и является, скажем так, мотивирующим фактором. Его пытаются использовать, как такой эффективный инструмент взыскания так называемых «долгов», которые насчитала налоговая инспекция. Я думаю, что в первую очередь это связано с дефицитом бюджета. И, несмотря на всевозможные заверения, от этого инструмента, скорее всего, не откажутся.

Но помимо статьи 199-й «Уклонение от уплаты налогов» сейчас идет возбуждение уголовных дел по мошенничеству (ст. 159 УК РФ), когда правоохранитель обычные хозяйственные споры пытается подвести под криминал, то есть под мошенничество. Это, конечно, ситуация очень страшная, потому что очевидно, что если есть возможность разобраться с конкурентом руками правоохранительных органов, то этой возможностью так или иначе пользуются недобросовестные участники хозяйственных споров и прочее-прочее. Мы откатились примерно в начало 2000-х годов…

Я очень рассчитываю, что каким-то образом ситуация будет переломлена, потому что, мне кажется, она настолько уже очевидна для всех, что в таком режиме продолжаться просто не должно и не может. Мы не получим здоровой экономики, если вместо настраивания экономических процессов просто выбивать столько денег, сколько нужно бюджету, ну и людям, которые коррумпированы. На сегодняшний момент это основная, наверное, угроза. Когда мы говорим про инвестиционный климат, пытаемся создать какие-то упрощения административные, мы не должны забывать о том, что ни один нормальный человек, понимая, что его бизнес могут отобрать в течение, условно говоря, недели, не будет инвестировать деньги для создания каких-то долгосрочных активов, прозрачного бизнеса, это абсолютно точно. И кроме того, что это недополученные государством миллиарды налогов, это еще потерянные рабочие места, а отсюда еще более трагичная вещь на сегодняшний момент: дополнительная социальная напряженность, которая на сегодняшний день, и так достаточно велика.

Тогда вопрос: что необходимо, чтобы пойти вперед? Это, конечно, волевое решение власть предержащих, власть имущих, потому что, по большому счету, несмотря на всю риторику, на сегодняшний момент, наверное, правоохранительные органы в приоритете. Сверхполномочия правоохранительных органов рождают коррупцию. А предприниматели зачастую оказываются бесправными товарищами, которых со всех сторон просто раздербанивают, извините за выражение. То есть пока не будет понимания наверху, что таким способом экономику построить невозможно, у нас ничего не поменяется.

Источник