Несмотря на резкое падение курса биткоина, интерес к нему по-прежнему высок. «Криптолихорадка» не обошла стороной и Александра Лукашенко, подписавшего 22 декабря декрет «О развитии цифровой экономики». Документ легализует в стране криптовалюты, их «добычу» и финансовые операции по ним. Таким образом, батька надеется сделать из Белоруссии одного из флагманов IT-отрасли, если не всей Европы, то хотя-бы ее восточной части.
фото: Наталия Губернаторова
На данный момент в мире нет стран, которые бы полностью дали «зеленый свет» криптовалюте, блокчейн технологиям, ICO и «майнингу». Некоторые государства лишь частично разрешили финансовые операции по ним. Полную легализацию всех процессов, связанных с «цифровыми деньгами», пока только обсуждают. В России, например, криптовалюта и ее добыча никаким образом не регулируется. Впрочем, запрета на нее нет, но расплачиваться биткоинами и его аналогами также негде. Сейчас в правительстве идет разработка регуляторов для криптовалют, но будут ли они в итоге легализованы до сих пор неизвестно. Мнений по этому вопросу много. Центробанка РФ жестко выступает за запрет криптовалют или, как назвала его глава Эльвира Набиуллина, «денежного суррогата».
Фактически Белоруссия стала первой страной в мире, которая полностью ввела криптовалюты на государственный уровень. Александр Лукашенко рассчитывает, что его решение создаст благоприятную «почву» для IT-компаний, которые начнут открывать свои подразделения в Белоруссии. Такое решение, мягко говоря, удивило общественность, знающую консервативный характер Лукашенко.
Член экспертного совета по цифровой экономике и блокчейн-технологиям при Госдуме, учредитель АНО «ПравоРоботов» Никита КУЛИКОВ считает, что теперь за Белоруссией будет наблюдать весь мир.
— Для Белоруссии это решение оказалось неплохим PR ходом. Они, по сути, оказались впереди всех, задав высокую планку либерализации законодательства по отношению к криптовалютам.
— Как Вы думаете, удастся ли достичь целей, о которых говорил Александр Лукашенко?
— Мне кажется, что на это можно рассчитывать. Сейчас компании ищут подходящие юрисдикции, где можно проводить ICO. Им необходимо зарегистрировать юридическое лицо, искать банки, где все будет обслуживаться, а самое главное без страха привлекать инвестиции в проект. С этой точки зрения Белоруссия может рассматриваться как крайне перспективное место для развития. Однако в целом необходимо учитывать, что если предоставлять льготное налогообложение для таких компаний, то они могут придти туда в качестве резидентов и не платить налоги. Более того, есть возможность, что производимый продукт не будет использоваться в самой Белоруссии. Исходя из этого, возможно, многие страны, включая Россию, сейчас только присматриваются к такого рода механизму.
— Не приведет ли этот декрет к «великому исходу» «майнеров» и обладателей криптовалют из России в Белоруссию?
— Ситуация могла бы так развиваться, но для «майнеров» в первую очередь важна дешевая электроэнергия. Им важнее дешевая розетка, чем благожелательное отношение государства к криптовалютам. Допустим, если Белоруссия примет собственную криптограмму, то, возможно, кто-нибудь будет ездить туда, чтобы тратить ее. Хотя я сомневаюсь, что это возможно, так как процесс очень сложен. С «майнерами» аналогичная проблема, так как они смогут оставаться резидентами России. Для белорусских «майнеров» и ICO декрет приносит реальный плюс. Они теперь смогут выйти из тени и спокойно развиваться. Не исключено, что и мировые ICO-проекты теперь переедут в Белоруссию. Однако одним законом обойтись не возможно, важно отношение страны к бизнесу, к иностранным компаниям, поэтому ответ может оказаться не таким однозначным, как кажется.
Вечерняя рассылка лучшего в «МК»: подпишитесь на наш Telegram-канал