Бывший министр финансов, а ныне глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин перечислил три ошибки своей работы в правительстве. Первая и самая большая — провал административной реформы. Вторым промахом экс-глава Минфина считает повышение пенсионного возраста, на которое он так не решился. Третьей ошибкой Кудрин назвал бюджетный маневр, который так ему и не удалось осуществить. Оценить недоработки Кудрина «МК» попросил директора Института актуальной экономики Никиту Исаева.
фото: Александр Астафьев
«Первая, самая большая структурная неудача — провал административной реформы. Сегодня все, что говорится про забюрократизированность, серьезное давление на бизнес контрольно-надзорной деятельности», — заявил Алексей Кудрин на Российском инвестиционном форуме в Сочи.
Причем, как отметил экс-министр финансов, работая в правительстве, ему удалось убрать сотни лишних функций исполнительных органов. Однако это не принесло должного эффекта. «По-новому правительство не заработало», — сокрушается Кудрин.
Никита Исаев:
«Нереализованная административная реформа – это, действительно, большая неудача, которая оказывает негативное влияние и поныне. Бюрократия и давление на бизнес надзорных органов, приводящее к банкротству, никуда не делись. Госорганы каждый раз находят новые лазейки. Сократили число плановых проверок? Не проблема, можно увеличить число внеплановых! Печальный опыт Кудрина подсказывает, что в наших условиях проводить постепенные реформы практически бессмысленно, бюрократический аппарат успевает подстраиваться под изменения. Нужны только быстрые и решительные меры. Иногда лучше сначала всё сломать и построить заново».
По словам Кудрина, повышение пенсионного возраста — вторая его недоработка. Как утверждает глава ЦСР, это «самый тяжёлый и ресурсоемкий вопрос, который нужно решить».
При этом он подчеркнул, что отказываясь повышать пенсионный возраст Россия тратит на пенсионную систему в виде дотаций 2-3% ВВП. А это в свою очередь сдерживает рост экономики.
Никита Исаев:
«А вот то, что Кудрин не провёл повышение пенсионного возраста – это даже хорошо. Например, в 2009 году, когда Кудрин мог бы начать это делать, средняя продолжительность жизни у мужчин была 62,9 лет. Эта мера дала бы экономию бюджетных средств, которая была неактуальна в пору дорогой нефти, но ещё сильнее ударила бы по покупательной способности в нынешний кризис. А он все равно был бы, ведь для развития отечественной промышленности ничего не предпринималось. Все просто проедали легкие деньги».
Третьей своей ошибкой Кудрин назвал бюджетный маневр. «И бюджетный маневр, тогда мне не удалось. Все помнят, почему я ушел из правительства. Я сказал, что решения, которые в тот момент принимались, ограничат экономический рост, это увеличение непроизводительных расходов», — добавил глава ЦСР.
Никита Исаев:
Бюджетный манёвр, о котором сожалеет Кудрин, тоже не избавил бы страну от затяжного кризиса. Для того, чтобы поднять отечественную промышленность нужно, в первую очередь, работать над нормативной и законодательной базой, создавать условия для привлечения частных инвестиций, проводить разгосударствление экономики. Хорошо, когда есть достаточно средств для государственных инвестиций в реальный сектор экономики, но это не обязательное условие. В сытые времена необходимо было делать ставку на развитие частного сектора и обрабатывающую промышленности.