Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман ошеломил нефтяной рынок, заявив, что Эр-Рияд ведет переговоры с Москвой о продлении соглашения по ограничению добычи «черного золота» еще на 10–20 лет. Большинство экспертов были уверены, что после истечения срока действия этого документа в конце 2018 года участники ОПЕК+ откажутся от его пролонгации. Объединение усилий России и Саудовской Аравии может спровоцировать рост нефтяных цен с $70 до $80 за баррель.
фото: Геннадий Черкасов
Детали перехода от меморандума сроком на один к модели, предусматривающей ограничение добычи на 10–20 лет, по словам Мухаммеда бен Сальмана, пока не проработаны, но предварительная договоренность уже существует. При продлении действующего соглашения в конце ноября 2017 года Эр-Рияд настаивал как минимум на двухлетней пролонгации. Теперь, судя по всему, сроки существенно возросли. Впрочем, говорить о какой-либо конкретике слишком рано. В соглашении на обозначенный период, отмечает старший аналитик «Альпари» Роман Ткачук, могут быть прописаны лишь основные принципы сотрудничества.
Свое заявление наследный принц сделал не случайно. В начале февраля нефтяные котировки провалились с $70 до $62 за баррель. С наступлением весны возобновился сезонный рост спроса на топливо, и «черное золото» вернуло себе утраченные позиции. Однако сохранится ли подобная тенденция в ближайшем будущем, пока не ясно. Тем более что одновременно с возобновлением роста нефтяных цен активизировались американские производители сланцевого сырья. В конце марта США вышли на исторический максимум производства — 10,4 млн «бочек» в сутки и обогнали по этому показателю Саудовскую Аравию.
Дополнительные баррели из США способны разрушить положительную конъюнктуру на глобальном нефтяном рынке. Эр-Рияд этому старается сопротивляться, так как дешевая нефть уже привела к существенному дефициту бюджета Саудовской Аравии. В этом году королевство собирается приватизировать 5% акций национальной добывающей корпорации Saudi Aramco и заработать на этом не менее $100 млрд. Откат котировок к уровню в $60 может помешать планам саудитов.
Впрочем, и для Москвы, как отмечает финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич, создание единого фронта с Эр-Риядом окажется достаточно гибким и эффективным союзом. Длительное соглашение позволит ценам «черного золота» быть выше, чем в условиях отсутствия квот, что выгодно нашему бюджету.
В долгосрочной перспективе, по мнению эксперта, ОПЕК+ придется решить непростую задачу — неформальной коалиции производителей нефти надо будет рассчитывать квоты на добычу таким образом, чтобы не отдать американцам свободную долю рынка. Активизация сланцевых компаний происходит при котировках нефти вблизи $70. Причем они не только наращивают добычу, но и вкладывают значительные инвестиции в производство, снижая таким образом издержки на извлечение углеводородов.
В этом отношении у Саудовской Аравии и России остается преимущество. Себестоимость добычи нефти в обеих странах составляет $10–20 за баррель, тогда как стоимость добычи американского сланца в зависимости от месторождения может достигать $50. Еще один плюс традиционного сырья — стабильность в отношении прогнозов относительно дальнейшего уровня себестоимости. «В свою очередь сланцевая добыча — молодая и малоизученная технология. Не исключено, что после извлечения наиболее доступной сланцевой нефти дебет скважин резко упадет и дальнейшее производство либо потребует дополнительных инвестaиций, либо окажется нерентабельным», — отмечает Ткачук.
В любом случае уровень цен будет зависеть главным образом от спроса со стороны потребителей. В настоящее время эксперты считают самым актуальным коридор в $50–80 за баррель. По мнению Купцикевича, процесс балансировки рынка заметно удлинился из-за роста добычи в США, но не развернулся полностью. Поддержать котировки на нынешнем уровне и дать стимул для дальнейшего роста способен Китай, рост спроса в котором в течение ближайшего десятилетия будет составлять 1–1,5% в год.