Ни много ни мало 18 млрд рублей потеряла отечественная экономика с начала 2017 года от отсутствия законодательного регулирования сделок в криптовалюте, или, на языке блокчейна, ICO, которые провели российские резиденты в зарубежных юрисдикциях. И это не считая налоговых поступлений, которые могли бы пойти в бюджет: тут потери составили еще 3,5 млрд рублей. Убытки подсчитали в недавно созданной Российской ассоциации криптовалют и блокчейна (РАКИБ) — окологосударственной организации, которая призвана объединить участников рынка цифровой валюты, чтобы тем, видимо, было удобнее биться во славу криптоэкономики, занявшей в России весьма неопределенный статус: то с ней воюют как с преступным средством отмывания денег, то собираются делать частью финансовой системы государства.
фото: pixabay.com
Мировой рынок криптовалюты оценивается в сумму $100–200 млрд. Курс самой популярной валюты Bitcoin достиг невероятной отметки в $7000 за одну «монету», а ведь еще несколько лет назад она стоила несколько центов. Во всем продвинутом мире давно поняли, что криптоэкономика — это новая финансовая реальность, от которой не спрячешься запретом или игнорированием. В России осознание того, что блокчейн и цифровые валюты с их многомиллиардной капитализацией — это нечто большее, чем просто хобби чокнутых айтишников, пришло, как всегда, с опозданием.
Отношение российских властей к криптовалютам как неизбежной данности прошло, как будто по законам психологии, пять стадий. Сначала было отрицание, когда правительство вовсе не видело потребности в регулировании этого рынка. Потом оно переросло в гнев, когда Минфин и Центробанк всерьез предлагали запретить операции с криптовалютами, их называли «денежными суррогатами», финансовым пузырем, угрозой нормальным бумажным деньгам, средством финансирования терроризма и отмывания денег. На следующей стадии — торга — финансовый блок осознал, что от российских майнеров и блокчейнеров можно поиметь выгоду, например, в виде налогов или других сборов. Сейчас, похоже, мы застряли на стадии депрессии — как иначе объяснить сокрушения по поводу финансовых потерь в 20 млрд? Осталось дождаться заключительной стадии — принятия, когда власти определятся хотя бы с правовым статусом цифровой валюты в стране.
Участники российского крипторынка, правда, ждут от государства не абстрактного признания неизбежного, а вполне конкретного — принятия законов, регулирующих цифровую экономику. В этой области власти, казалось бы, продвинулись: при Госдуме активно трудятся соответствующие рабочие группы, Минфин и ЦБ корпят над созданием законопроекта, а всех подгоняет президент Владимир Путин, как известно, «заболевший» цифровой экономикой и утвердивший многомиллиардную одноименную госпрограмму. Законодательство в сфере криптовалюты должно будет определить саму сущность виртуальных денег и регламентировать связанную с ними деятельность, например майнинг или инвестирование в блокчейн-проекты по системе ICO, которую, вероятно, обложат налогами. По идее, и государство, и криптобизнес окажутся в плюсе: первое получит инструмент правового воздействия и фискальные сборы, а второй обретет четкие правила игры, которые в финансовых делах очень важны.
Но пока над пользователями криптовалюты дамокловым мечом нависла угроза оказаться вне закона. Ведь буквально на днях на цифровые деньги обрушилась Генпрокуратура РФ: там заговорили об учащающемся использовании криптовалют в преступных целях, в том числе уходе от налогов, мошенничестве и финансировании терроризма. Спору нет, криптовалюту могут использовать и наркодельцы, и террористы, но, право же, гораздо чаще они используют в своих грязных делах обычные доллары и рубли. Но почему-то никому не приходит в голову объявлять эти деньги вне закона…
Любопытно, что на фоне резких заявлений грозной Генпрокуратуры другой государственный орган — Госдума РФ — как ни в чем не бывало готовится к новому витку обсуждений наболевших криптовопросов, причем на мировом уровне. Парламентарии решили организовать в России первый всемирный слет майнеров, который пройдет в нижней палате в конце декабря. Участие во встрече уже подтвердили разработчики криптовалют из 16 стран, и это не предел. Остается надеяться, что к тому времени власти наконец преодолеют сомнения и определят свое отношение к криптовалютам: считать их легальным бизнесом или преступным промыслом. В противном случае нет никакой гарантии, что торжественное заседание мировых майнеров не закончится антитеррористической облавой с санкции прокуратуры.
Читайте материал: Кто и как сегодня зарабатывает на криптовалюте
Вечерняя рассылка лучшего в «МК»: подпишитесь на наш Telegram-канал