«Nordwind» подвергается рейдерской атаке?

Судя по всему, прямо сейчас разыгрывается нешуточная борьба за дальнейшую жизнь авиакомпании Nordwind. Два кардинально противоположных лагеря решают, повторит ли авиаперевозчик судьбу Трансаэро, или продолжит создавать конкуренцию на суровом рынке российской гражданской авиации.

Первый лагерь, как нетрудно догадаться, возглавляет руководство «Аэрофлота», которому любое проявление конкуренции — как кость в горле. Напомню, что произошедшая не так давно гибель «Трансаэро» привела к целому комплексу проблем для российских пассажиров — там был и рост тарифов, и монополия на некоторые направления, и накручивание цен в стиле «вас тут много, а я одна», и многое другое — именно этого опасается второй лагерь, представители которого сохранили здравый рассудок и не хотят покупать билеты для отпуска за три-четыре года. Утрирую, конечно… Или нет?

Так вот, не так давно в «Нордвинд» начали писать длинные письма прокуроры, недвусмысленно намекая на желание увидеть на своих столах толстые стопки бумажек (я про документы, запрошенные в рамках проверки, если что), причем в самый короткий срок. А теперь стало известно, что «Росавиация» по каким-то известным только ей основаниям ограничила авиакомпании сертификат эксплуатанта…

Для тех, кто не знает, расскажу очень интересный факт. У «Трансаэро» был шанс выжить — компанию планировал купить совладелец S7, но на следующий день после того, как о проработке этой сделки стало известно, наша прекрасная, замечательная Росавиация отозвала у «Трансаэро» сертификат эксплуатанта и все назначения на международные маршруты. Разумеется, в таком виде авиакомпания никому не была нужна, и…

Два момента. Внимательно следите за руками.

Первый — «Трансаэро» в качестве кризисного управляющего возглавляет давний партнер генерального директора «Аэрофлота» — Дмитрий Сапрыкин. Авиакомпания этого пережить не смогла (вот удивительно, да?).

Второй — самые «вкусные» маршруты, которые Росавиация отняла у «Трансаэро», получили «Аэрофлот» и «Россия». К слову, на дворе 2019 год, а Росавиация продолжает безропотно продлять допуски этим двоим, потому что видите ли, «Аэрофлот» так страдал, возя «осиротевших» пассажиров «Трансаэро», да и 747-е «Боинги», которые на правах победителя забрала себе «Россия», не такие свежие и современные как хотелось бы.

Ну как, впечатляет? Вам не кажется, что уже одних этих фактов достаточно для возбуждения уголовного дела и проверки законности действий Савельева, Сапрыкина и руководства Росавиации? 

Спешу напомнить, что около трети бюджета «Аэрофлота» (по разным оценкам) составляют «пролетные» деньги — средства, получаемые от государства, которому платят пролетающие над нашей территории иностранцы. Не будь у «Аэрофлота» пролетных (и многих других преференций, о которых нужно говорить отдельно — хитрой схемы эксплуатации SSJ, благодаря которой авиакомпании выгоден их простой на земле, за который платят, передача наиболее выгодных маршрутов и прочие проявления административного ресурса), его судьба была бы проста — бегство менеджмента в Лондон, банкротство, титанического масштаба проблемы у пассажиров и прочее.

То есть, если отнять «пролетные» у Аэрофлота и отдать тому же «Нордвинду» (а что? Почему бы и нет?), то так называемый «эффективный современный европейского уровня национальный авиаперевозчик» вскоре превратится в ностальгическое воспоминание. Так что не ведитесь на многочисленные интервью, где топ-менеджмент авиакомпании учит отрасль как жить. Это как минимум смешно — будто наследник олигарха упрекает рабочего в недостаточной мотивированности и неумении выйти из зоны комфорта.

Проблем «Нордвинду» добавляет и аэропорт «Шереметьево». В процессе монополизации и объединения аэропорта (который официально именуется «консолидацией активов») обслуживание воздушных судов перешло компании «Шереметьево Хэндлинг», дочерней структуре аэропорта. К сожалению, слухи об ужасных условиях работы и текучке кадров оказались не беспочвенны — компания, судя по всему, просто не способна обслуживать такой большой объем работы (еще бы, базовый аэропорт для авиакомпании, в пользу которой банкротят других авиаперевозчиков). 

Самая запоминающаяся лично для меня история — это повреждение самолета, в котором находилось 480 пассажиров. Причина банальна — под колесо авиалайнера поставили технически неподходящую колодку, он покатился, ударился о телетрап, и… «уважаемые пассажиры, пожалуйста, подождите, нам сломали большой самолет, сейчас мы вас вытащим отсюда и будем думать — что же делать дальше». 480 человек! Попробуй-ка, организуй их быстрое перемещение в точку назначения без использования поврежденного лайнера!

Но это просто наиболее яркий пример. Не всегда проблемы заключаются в повреждениях — иногда самолеты просто не успевают нормально обслужить, даже с банальным обливом противообледенительной жидкостью в аэропорту серьезные проблемы (по причине которых судна обливают где угодно, а не только на спецплощадках с фильтрацией, в результате чего ядовитые химикаты попадают в Клязьму). И если тот же «Аэрофлот» может просто по причине якобы плохой погоды отменить кучу рейсов, объединить их и снизить нагрузку на инфраструктуру (ценой неудобства для пассажиров), то «Нордвинд» такие игры приведут или к банкротству, или к массовым проверкам надзорных органов с соответствующим итогом. Не самые веселые перспективы.

Если рейдеры победят, возможно мы услышим новости о «небезопасном выполнении полетов». Это сейчас любимый довод авиационных рейдеров, с которым спорить очень трудно. Те же массовые отмены рейсов «Аэрофлота» обосновываются безопасностью, а на любые попытки критики (например на вопрос, почему в это же время из того же аэропорта продолжают летать все остальные) поднимается хай из нестройных голосов прикормленных блогеров и «экспертов», обвиняющие задающего вопросы в человеконенавистничестве и всех остальных смертных грехах.

Но я надеюсь, что с авиакомпанией будет все в порядке — российской гражданской авиации конкуренция нужна как воздух. Очень хочется верить, что это понимает глава Федеральной Антимонопольной службы Игорь Артемьев — это, в принципе, его основные должностные обязанности, делать так, чтобы глаза каждого гражданина Российской Федерации разбегались от многообразия предложений и выгодных цен. Пожелаем ему удачи.

 

Источник