Платежный баланс Беларуси: дефицит растворился в нефти

Нацбанк опубликовал платежный баланс Беларуси за 2018 год. Откроешь его — не поверишь. По итогам прошлого года дефицит счета текущих операций, который является причиной многих бед Беларуси, почти сошел на нет. Как это стало возможно?

Для понимания ситуации немного теории. Платежный баланс страны отражает соотношение денежных платежей, поступающих в страну из-за границы, и всех ее платежей за границу. Счет текущих операций платежного баланса включает внешнеэкономические операции с экономическими ценностями. Под текущими операциями понимаются операции с товарами, услугами и доходами.

Дефицит платежного баланса по текущим операциям означает, что стране необходимо искать источники для его финансирования — привлекать займы, продавать активы.

Иногда с дефицитом текущего счета государства борются с помощью девальвации — снижают курс национальной валюты, чтобы тем самым повысить ценовую конкурентоспособность экспорта и сократить импорт (за счет его удорожания).

Такого давно не было

Для Беларуси многие годы был характерен высокий дефицит текущего счета платежного баланса. Последний раз счет текущих операций платежного баланса находился в положительной области в 2005 году. В последующие годы (из-за роста цен на энергоносители, требований России делиться с ней нефтяными доходами, стимулирования внутреннего спроса) дефицит в платежном балансе Беларуси был очень значительным.

Так, в 2007-2014 годы дефицит текущего счета превышал и 5%, и даже 10% (!) ВВП. В 2015-2016 годы, когда власти стали ограничивать денежное предложения и обеспечивать ценовую стабильность, дефицит текущего счета уменьшился до 3,8% и 3,5% ВВП, соответственно, но оставался существенным.

Большой дефицит текущего счета властям приходилось финансировать, в том числе, за счет займов. Если в 2006 году внешний госдолг Беларуси составлял 2,6% ВВП, то в начале 2017-го — 28,4% ВВП. Такой же показатель, по данным Минфина, сформировался и на 1 января 2019 года.

Стабилизация уровня внешнего госдолга Беларуси в 2017-2018 годы произошла на фоне улучшение ситуации в платежном балансе. В 2017 году дефицит счета текущих операций платежного баланса был равен 1,7% ВВП, а по итогам 2018 года — всего 0,4% ВВП.

Такого хорошего результата в платежном балансе Беларусь не знала с 2005 года. Благодаря чему дефицит удалось свести к минимуму?

Как сообщает Национальный банк в комментарии к платежному балансу, «сокращение размера дефицита счета текущих операций произошло за счет роста положительных сальдо внешней торговли услугами и вторичных доходов».

Что касается услуг, все просто. За 2018 год положительное сальдо внешней торговли услугами выросло на 9,3% по сравнению с 2017 годом до 3,3 млрд долларов. Такая положительная динамика стала возможна благодаря увеличению экспорта компьютерных услуг. Кстати, положительное сальдо внешней торговли услугами позволило в 2018 году перекрыть отрицательное сальдо внешней торговали товарами (2,7 млрд долларов).

Нефтяные доходы

Что касается увеличения положительного сальдо вторичных доходов, то здесь требуются отдельные пояснения. По этой статье отражаются, в том числе, операции с перечислением пошлин. До 2010 года по этой статье практически отсутствовали серьезные потоки, но потом ситуация изменилась.

В 2011-2014 годы Беларусь уплачивала пошлины от экспорта нефтепродуктов в российский бюджет. Соответственно, в этот период сальдо операций по вторичным доходам было отрицательным для Беларуси.

После подписания договора о ЕАЭС Беларусь с 2015 года стала зачислять в свой бюджет экспортные пошлины на нефтепродукты, выработанные из российской нефти.

Соответственно, в 2015-2016 годы отрицательное сальдо вторичных доходов исчезло. А в апреле 2017 года президенты Беларуси и России договорились о «перетаможке» нефти — механизме компенсации Беларуси высоких цен на газ, и со второй половины 2017-го объем вторичных доходов Беларуси, получаемых из России, стал постоянно расти.

Так, в 2017-м вторичные доходы сектора госуправления Беларуси, поступившие из России, составляли 1,18 млрд долларов и увеличились почти вдвое по сравнению с 2016-м.

В 2018 году, когда в бюджет Беларуси были зачислены таможенные пошлины с 6 млн тонн российской нефти, вторичные доходы государства, поступившие из России, по сравнению с 2017-м выросли на 38,2% до 1,64 млрд долларов.

Использование нефтяной схемы позволило не только увеличить доходы бюджета, но и, как видим, заметно улучшить состояние платежного баланса.

Дефицит вновь станет расти?

Отсутствие дефицита текущего счета (либо его минимальная величина) — наилучшая ситуация, не требующая привлечения дополнительных займов или продажи активов. Не появляется в этом случае и предпосылок для девальвации.

Между тем, эксперты предполагают, что дефицит текущего счета платежного баланса Беларуси может вновь начать расти.

Перспектива увеличения дефицита текущего счета платежного баланса вполне реальная, основания для такого развития событий наблюдаются, отмечает научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.

«Налоговый маневр в нефтяной отрасли России провоцирует рост входящей цены на нефть, что породит увеличение импорта. Непонятно, насколько в этой ситуации будут конкурентоспособны белорусские НПЗ. Таким образом, значительная часть валютных доходов, поступающих в страну, оказалась под вопросом», — констатирует Ирина Точицкая.

Старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб также считает, что ухудшение ситуации в платежном балансе вполне возможно.

«У нас может продолжать расти экспорт услуг, но потерь, связанных с влиянием налогового маневра на платежный баланс, это не компенсирует. Поэтому риск увеличения дефицита текущего счета платежного баланса вполне очевиден», — полагает Вадим Иосуб.

Если это произойдет, власти обратятся за новыми заимствованиями, считает Ирина Точицкая.

«Чтобы минимизировать размер таких заимствований, можно ожидать определенных шагов по сокращению расходов и увеличению доходов бюджета. В частности, за счет уменьшения налоговых льгот. Это, наверное, позволит привлечь дополнительные ресурсы в бюджет и, может быть, как-то компенсировать потери из-за налогового маневра», — полагает Ирина Точицкая.

При этом эксперты не ожидают, что государство будет использовать курсовую политику для решения потенциальных проблем в платежном балансе.

«Госдолг и корпоративный долг в основном номинированы в иностранной валюте. Соответственно, ослабление курса нацвалюты автоматически ведет к увеличению долговой нагрузки на государство и предприятия. Поэтому маловероятно, что власти будут использовать девальвацию для решения потенциальных проблем в платежном балансе», — считает Вадим Иосуб.

Источник