Вал критики пассажиров в адрес представителей аэропорта Шереметьево, авиакомпании Аэрофлот и грузового терминала «Москва Карго» в эти весенние дни возрос.
Клиенты пишут гневные отзывы, обвиняя сотрудников компаний, и число недовольных растет с каждым днем. Очевидно, что время радикальных перемен пришло. По многочисленным просьбам читателей редакция в очередной раз попыталась разобраться в сложившейся ситуации вокруг этой «троицы» и предложить свой вариант по выходу из кризиса.
СОМНИТЕЛЬНЫЕ ПОБЕДЫ «МОСКВА КАРГО»
Неизвестно, кто был первопроходцем в багажно–грузовых проблемах в международном аэропорту Шереметьево, но по какой-то неведомой причине вся троица сталкивается с одним и тем же: сложностями с доставкой и получением груза и багажа. Хотя, если верить бравурным отчетам отделов по связям с общественностью компаний, у них и оборудование самое последнее в распоряжении имеется, и сверхсовременные зарубежные системы внедрены.
Новостные ленты ведущих СМИ в последнее время не перестают нас информировать об очередных проблемах, возникающих у клиентов трех вышеназванных компаний. Сначала АО «МАШ» (Международный аэропорт Шереметьево) засветится на страницах информагенств, сообщив, что работа «единственного в мире багажного тоннеля» приостановлена по причине модернизации и реконструкции объектов инфраструктуры аэропорта».
Потом Аэрофлот «запестрит» в отзывах пассажиров в преддверии праздников.
Потеряв важный груз с лекарствами, нет-нет да напомнит о себе грузовой терминал «Москва Карго».
Но не беда, все вопросы решаемы. Кто-то в качестве конкурентных преимуществ использует большой опыт, бесперебойный отлаженный механизм работы, уважение к клиентам и их интересам, а кто-то в нужный момент, когда положение становится совсем шатким, начинает прибегать к другим методам.
И почему бы вместо того чтобы научиться работать, не пойти более легким путем — обратиться к «нужным людям». Например, в Торгово-промышленную палату России с просьбой собрать представителей китайских авиакомпаний на каком-нибудь мероприятии под одной крышей и объяснить, что «Москва Карго» — лучший грузовой терминал России. Вдруг зарубежные коллеги не так часто читают русскоязычные сайты с отзывами клиентов.
Решение может быть и не самое лучшее, и Федеральной антимонопольной службе следовало бы в этом случае забить тревогу, но как говорится, «на войне все средства хороши». Кому-то суждено новые технологии осваивать и внедрять, тратя на это кровно заработанное, проблемы клиентов изучать и своевременно решать, а кому-то только и надо тендеры выигрывать.
ЛЕКАРСТВА НА СНЕГУ?
В этом случае остается только надеяться на то, что слава об опыте работы такого грузового терминала России облетела не только российские издания, но и зарубежные СМИ. Тем более, что информационных поводов за время существования «чудо» — компании у представителей прессы было предостаточно.
Стоит только вспомнить тонны брошенного груза на перроне и в его окрестностях! Эту оригинальную традицию хранения груза под открытом небом «Москва Карго» практикует не первый раз. Интересно, каким удивительным образом в этом случае соблюдается температурный режим для определенных категорий груза, лекарств, например?
Несёт ли кто-то ответственность за это в компании «Москва-Карго» не ясно. Ведь получается, что теоретически груз с жизненно важными медикаментами может стать «заложником» очередного коллапса в грузовом терминале?
Тем не менее, несмотря на сбои в работе, «Москва Карго» постоянно становится победителем тендера на обработку груза и почты авиакомпании «Аэрофлот».
Можно понадеяться на чудо, что в один прекрасный день Федеральная антимонопольная служба вспомнит о своем предназначении и сама займется изучением этого вопроса. Однако на такой исход дела рассчитывать не приходится.
По мнению руководства МАШ, чтобы не случилось в воздушной гавани, виноваты всегда или пилоты, погодные условия, пассажиры или кто-то другой.
Для них не важно, что стало новым инфоповодом: смерть пассажира, бесконтрольно блуждающего по перрону, под колесами самолета, или очередной случай выезда самолета за пределы ВПП при посадке. Своей вины руководство и сотрудники аэропорта не видят.
Видимо госорганы придерживаются такого же мнения, так как по результатам проведенных проверок, чтобы не случилось, топ-менеджмент Шереметьево покидать насиженные места пока не собирается. А вот межрегиональной транспортной прокуратуре пора уже задуматься об открытии филиала на территории аэропорта Шереметьево. Уж очень часто за последние время им приходилось расследовать обстоятельства происшествий в этом московском аэропорту.
ЧУЖИЕ ЗДЕСЬ НЕ ХОДЯТ
Как-то в своем интервью журналу Forbes экс-олигарх Борис Березовский сказал: «Приватизация в России проходит в три этапа. На первом этапе приватизируется прибыль; на втором приватизируется собственность; на третьем приватизируются долги».
Хорошо знакомые с этой схемой бизнесмены не спешат скупать акции прибыльного предприятия, а стараются вначале ввести в управление знающих свое дело единомышленников, и только потом, переходят ко второй стадии приватизации.
Единственным немаловажным условием при реализации вышеописанной схемы является приближенность к сильным мира сего, так как только «свои» получают право на приватизацию государственного имущества. Причем зачастую даже не вкладывая для этого денежные средства, а ограничиваясь лишь обещаниями вложить их впоследствии.
Интересную схему приватизации эксперты наблюдали при переходе прав собственности на международный аэропорт Шереметьево. Однако, как показывает практика, не ко всем можно отнести пословицу: «талантливый человек-талантлив во всем». И не всегда бизнесмены, превосходно разбирающиеся в административно-финансовых схемах, впоследствии могли грамотно управлять этим самым «приватизированным» государственным имуществом. Особенно, когда речь идет о стратегически важных для страны объектах, таких как аэропорт.
По этой причине наверное не стоит удивляться сбоям в работе крупнейшего хаба России — аэропорта Шереметьево. Неработающий багажный тоннель, сбои в работе грузового терминала «Москва Карго», плохо очищенные взлетные полосы могут являются вполне закономерными последствиями неправильной организации производственного процесса.
БЕГ ЗА СУБСИДИЯМИ ПОРА ОСТАНОВИТЬ
Акционеры аэропорта Шереметьево имеют огромный опыт в возведении торговых центров и даже целых дворцов, но по своим техническим требованиям эти объекты вряд ли можно сравнить с задачами, решение которых требуется на стадии проектирования объектов аэропорта. Причем с одним из самых высоких показателей проходимости: более 45 млн человек в год!
Тут уж и ультрасовременные зарубежные информационные системы вряд ли способны помочь. Их надо еще уметь использовать, а работать с ними, как не крути, приходится нашим специалистам. Правда, некоторые сотрудники свое дело знают.
Ярким примером может послужить попытка водителя контейнерного погрузчика украсть 100 тысяч долларов из ценного груза в аэропорту Шереметьево. Конечно, тут возникает ряд вполне уместных вопросов. Например, откуда водитель спецтехники мог знать, где следует искать и кто предоставил ему такую информацию? И как у него вообще возникла возможность завладеть деньгами?
Почему руководство аэропорта сквозь пальцы смотрят на неэффективно потраченное время в течение простоя сотрудников и спецтехники обслуживающих организаций?
Возможно, из-за того, что расходы ложатся на авиакомпании, а впоследствии на пассажиров. В этом случае руководству авиакомпаний перед повышением тарифов следовало бы оптимизировать существующие расходы – пересмотреть их обоснованность. Может и повышения будут не такими значительными, и за субсидиями к государству так часто бегать не придется. А государство сможет направить сэкономленные денежные средства на увеличение социальных выплат для действительно нуждающейся в помощи части населения, давно уже находящейся за чертой бедности.
Виталий Смирнов
: gosrf.ru